Ситуация…
История гребного спорта в Пскове, без преувеличения, богата и славна традициями: бронзовые медали на Олимпиаде 1980 года женской четвёрки с рулевой, бронза Сергея Матвеева в 1992 году в Атланте. Успешные выступления байдарочников: Игорь Фёдоров, Александра Наместникова, а так же Наталья Терентьева, Борис Корнев, Константин Брезгулевский достигли мирового уровня. Псковская гребная школа по праву считалась одной из сильнейших в стране. Но все эти успехи появились в советское время:
Впрочем, представители федерации гребли Псковской области просят не сравнивать советские времена с нынешними. Тогда в Пскове было много обществ – «Спартак», «Динамо», «Труд», «Трудовые резервы». Соревнования, которые безусловно важны для становления молодых спортсменов, проводились по всем этим ведомствам. Сейчас в Псковской области гребля базируется всего в трёх местах: школа «Ника», база «Динамо» и спортивная база в Дедовичах. Причём гребля на байдарках и каноэ представлена только в «Нике». Дети учатся здесь до восемнадцати лет. Потом, если они достигают определённых результатов, их передают в ГБУ ДОТ «Центр спортивной подготовки». Это областная структура, у которой есть средства на проведение сборов:
- Именно по ходатайству тренеров и школы «Ника» к нам попадают спортсмены-гребцы, - рассказывает Ирина Матвеева, заместитель директора ГОУ ДОД «Детско-юношеский центр спортивной подготовки». - Они к этому моменту должны показывать приличные результаты, иметь разряд КМС. Окончательное решение принимает наше руководство. В этом году, например, по плану комплектования у нас занимается пять байдарочников. Если талантливых ребят в «Нике» станет больше, то мы напишем ходатайство в Комитет по физической культуре и спорту, чтобы нам увеличили квоту на гребцов.
А будет ли база?

- Да, недавние победы в Крылатском – это долгожданный результат. Долгое время у нас был настоящий провал, - рассказывает Нина Черемисина, серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр-80. - И вот у Серёжи Матвеева (Сергей Матвеев – тренер Сорина и Яганова, - прим. авт.) появились талантливые ребята. Когда узнала из газеты о победе, на душе было радостно, как будто воскрешение произошло. Ведь базу сохранили, а результатов – нет. Были даже слухи, что её отберут у гребцов из-за отсутствия побед.
Проблемы с материально-технической базой у гребцов начались в 1990-е годы. Сейчас база школы «Ника» принадлежит Псковскому областному совету профсоюзов. Так было и в советское время, но тогда пользоваться этим имуществом гребцы могли абсолютно бесплатно, сейчас же нужно платить арендную плату.
- Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы выкупить здание, другой вопрос, что хотят ли этого сами «профсоюзы»? Может им выгоднее получать деньги за аренду? Мы обращались к ним, но результатов пока никаких, - сетуют в комитете по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации города Пскова.
- Представители гребной базы «Ника» к нам не обращались, - отвечает Светлана Фёдорова, заведующая отделом профсоюзного имущества Псковского областного совета профсоюзов. - А вот их учредители - Комитет по физической культуре и спорту – да. Но это было довольно давно. Последний раз – около года назад. С тех пор они думают... Вопрос упирается в деньги: нам нужно будет оформить классический договор «купли-продажи». Понятно, что сумму сделки я вам назвать не могу.
Ситуация с базой остаётся в подвешенном состоянии уже долгое время. Ещё в 2009 году директор школы «Ника» Константин Чижов выражал озабоченность тем, что территория спортивного учреждения не огорожена и в вечернее время здесь много посторонних. Кроме того, проведение любого ремонта нужно согласовывать с советом профсоюзов. Да и серьёзные деньги в здание, которое гребцам не принадлежит, они вкладывать не могут. Победные результаты должны помочь решить эти вопросы: неужели парни, которые ездят на Чемпионаты мира, должны ютиться по арендованным помещениям? Тем более что побед теперь должно стать больше, считает Нина Черемисина:
- Теперь появился пример для молодёжи. Мы-то уже старички. Чтобы победы стали стабильными, нужно, чтобы тренеры работали с оптимизмом. Я помню, нам тренер говорил: «Девчонки, мы можем выиграть мир» - «Как? Мы из провинции, и победим на Чемпионате мира?». И ведь три раза побеждали и на Олимпиаде призёрами стали: это уже вообще из области фантастики. Но главное – захотеть и работать.
- Я разговаривала с Губернатором, он пообещал мне, что база сохраниться за гребцами, и мы сможем провести соревнования – и он слово сдержал, - уверяет Нина Черемисина.
Деньги…

Впрочем, одного оптимизма для побед псковским гребцам не хватит. Гребля – очень затратный вид спорта, который требует постоянный финансовых вливаний. Судите сами: лодки – уникальные спортивные суда, которые требуют постоянной настройки. Всё это очень недёшево: байдарка стоит от шестидесяти тысяч рублей и выше: «потолок» практически неограничен. Академические лодки обходятся от двухсот тысяч и выше. А «восьмёрки» - более миллиона. Парк лодок в Пскове необходимо обновлять: у нас есть байдарки и каноэ 1963 года выпуска, которые до сих пор латают и вновь спускают на воду.
Небесплатно обходятся спортсменам-гребцам и сборы. Период сборов для псковичей на открытой воде ограничен временем с мая по октябрь. В то время как специалисты говорят, что для достижения результатов нужно 9-10 месяцев в году упорно тренироваться. Нужны гребным базам и тренеры. Ушёл из жизни знаменитый Валерий Прокопенко, который внёс неоценимый вклад в развитие российской и мировой гребли, подготовивший многих чемпионов мира. Уже не работает заслуженные тренеры России Нина Капкина, Александра Калашникова. Среди молодых специалистов выделяется, конечно, Сергей Матвеев, о котором говорила Нина Черемисина. Многие гребцы уходят из спорта вовсе, вместо того, чтобы переходить к деятельности тренера потому - отпугивает довольно низкая заплата: ставка тренера всего 5700 рублей.
Несмотря на всё это, гребной спорт развивается. Мы можем сравнить результаты псковичей с соседями из Великого Новгорода, который, кстати, свою базу не арендуют, в отличие от псковичей. Да и финансовая обстановка у них несравнимо лучше. Но чемпионов России в Новгороде пока не воспитали. Этому способствует и то, что в псковской гребной школе «Ника» ребята занимаются бесплатно. Это, безусловно, привлекает родителей: ребята будут физически натренированными и денег за это платить не нужно. Михаил Самарин, тренер по гребле на байдарках и каноэ, мастер спорта России, в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» заявил, что в год в детско-юношеской спортивной школе по гребле «Ника» в Пскове обучаются до 300 ребят.
Гребут все

Читатели «Псковской провинции» знают, что в Пскове уже сейчас есть многократные чемпионы мира по гребле. Правда, гребля эта на лодках-«драконах»:
- Греблей мы занимаемся для себя, - рассказывает Алексей Лаврентьев, президент федерации гребли на лодках «Дракон» Псковской области. - У нас много ребят, которые уже закончили с профессиональным спортом. А у нас - демократичный, коллективный вид спорта. Мы берём в лодку всех, кто хочет.
Алексей уверен, что «драконы» не менее привлекательны, чем другие виды гребли:
- В гребле на байдарках ты работаешь один. Напарника очень сложно под себя подобрать. Чтобы собрать сборную команду из четырёх спортсменов нужно всю Россию объехать. Поэтому первые сборные страны – собраны из гребцов из разных городов страны. А мы гребём в команде, у нас могут «раскрыться» те спортсмены, у которых не получается в одиночных видах.
Согласна с ним и Нина Черемисина:
- Я думаю, что это – интересный вид. Вряд ли гребцы-байдарочки массово уйдут в него, так что федерации традиционной гребли опасаться в этом нечего. А плюсы будут: все медали, которые завоюют «драконы» пойдут в копилку областного спорткомитета. А нашим ребятам дополнительный интерес: они ведь могут ездить и на соревнования лодок-драконов. И байдарочник, и каноист, и «академик» сможет сесть в их лодку и помочь команде. Это ещё больше привлечёт людей в греблю, так что я подниму этот вопрос на заседании федерации.
Вопрос этот стоит поднять ещё и потому, что федерации давно не общаются друг с другом:
- Я первый год президент федерации гребли на лодках «Дракон», - говорит Алексей Лаврентьев. – Но уже вижу проблему: мы никак не контактируем с федерацией гребли Псковской области. Я был в Вышнем Волочке в Тверской области, там ребят поддерживает местная федерация и спорткомитет. В Твери, Москве одни и те же люди едут на чемпионат по байдарке, затем пересаживаются в «дракон» и выступают на другом чемпионате. В академической гребле иногда трудно из сотни ребят вырастить одного, кто покажет хороший результат, а тем более, чемпиона, а на драконах победителями становятся многие. Но мы сейчас сами по себе. Кажется, в прежние времена существовал какой-то конфликт между федерациями.
- Какого-то недовольства и конфликта сейчас нет. С чего он может появиться: можно ведь совмещать эти виды гребли. Но уже сейчас нужно озаботиться тем, чтобы «ввести» «драконов» в состав Федерации: вдруг этот вид сделают олимпийский, а у нас уже «полгорода» чемпионов мира? – уверенно улыбается Нина Черемисина.
Об отсутствии каких бы то ни было конфликтов между гребцами сообщила и Мария Алексашина, бронзовый призер ХХII Олимпийских игр по гребле, чемпионка Мира 1979 года. И Нина Черемисина, и Алексей Лаврентьев рассказали нам о намерении поговорить с руководителями федерации, чтобы гребля на драконах стала «официальной».
- Нам бы хотелось, чтобы выделили тренера для наших детей – понятно, что ему нужно платить зарплату. Инвентарь мы не можем получить из-за того, что мы вроде непризнанный вид спорта. Признание поможет нам развиваться и принесёт новые медали в копилку федерации гребли, - надеется на положительное решение вопроса Алексей Лаврентьев.
Павел ДМИТРИЕВ, фото автора