Родоначальником явления выступает страна восходящего солнца, откуда это увлечение устремилось покорять новые земли, проделав громадный путь от неформальных тусовок, до высокопрофессионального чем-пионата. Уникальность дрифта заключается в том, что соревнования идут не на время. При оценке выступления гонщика учитывается несколько параметров: траектория прохождения поворота — существуют специ-ально обозначенные точки, проезжая рядом с которыми, гонщик может получить больше очков, чем обычно; угол к траектории — чем он больше, тем выше оценка; скорость; зрелищность и стиль (оценивается судьями и зрителями). Если гонщики не смогли превзойти один другого, то проводится ряд дополнительных заездов, пока превосходство не будет очевидным. При этом, если зрители не согласны с выне-сенным судьями решением, они могут его опротестовать возгласами и неодобрительным гулом. И это чаще всего действует, после чего проводится дополнительный заезд.
В Пскове основных любителей «повалить боком» четверо. Они собрались в свою компанию и занимаются продвижением любимого спорта, устраивают различные мероприятия. Кроме четверых «локомотивов», в дрифт-тусовке около 20 помощников.
- Ребята помогают нам в проведении мероприятий, их органи-зации. Но этот процесс длительный и затратный, поэтому нас немного,- рассказывает Денис.
Автомобиль у него праворульный, настоящий японец: Ниссан Скайлайн девятого поколения. Дословно название переводится как «небесная линия» то есть «горизонт». Машина была выпущена в начале двухтысячных годов и обладала всеми признаками «серьезного авто» того времени. В первую очередь это мощный мотор, задний привод и коробка-автомат. Сейчас на «горизонте» Дениса мало что осталось заводского. Родной мотор объемом 2,5 литра заменён на почти четырехлитрового монстра мощностью 350 лошадиных сил, а коробка-автомат безжалостно удалена. Для настоящего дрифта нужна механическая трансмиссия и задний привод. Переднеприводные автомобили здесь не подходят. Кстати, именно тип привода привлекает в дрифт новичков, недавно получивших права. Можно за копейки купить старенькие «Жигули» и пугать бабушек у подъездов, наматывая круги во дворах. Но серьезные ребята этим не занимаются.
- Если подсчитать все расходы, то на свою машину я потратил около 700 тысяч рублей. Кроме кузова, все поменял. Машина стала спортивным снарядом. Мне и товарищам нет смысла хулиганить. Да и перед девуш-ками рисоваться тоже. Мы все женаты, нам уже за 30 лет,- говорит Денис.

А вот молодежь нередко привлекает внимание работников ГИБДД, по словам инспектора по особым поручениям УГИБДД УМВД России по Псковской об-ласти Натальи Скачковой. Особенно часто приходится гонять любителей «валить боком» на парковке у ТЦ «Лента», а недавно лихачи повадились с визгом и дымом проходить круг у областного ГИБДД. Якобы их машины случайно там заносит.
Денис с товарищами надеются, что им удастся найти компромисс и самое главное – место для своих занятий. Такое, чтобы и резину пожечь нормально, и никому не мешать. Кстати, о резине, по ее «художественному сжиганию» есть даже специальные соревнования. Там уже могут использовать специальные покрышки с добавлением различных материалов, чтобы дым был цветной
И пусть Международная автомобильная федерация пока не считает дрифт дисциплиной автоспорта - прежде всего, потому, что победителя в нем определяет не беспристрастный секундомер, а судейская коллегия. Но ведь в фигурном катании тоже оценивают не только технику, но и артистизм исполнения. Что не мешает ему быть олимпийским видом спорта.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото автора.