С ЧИСТОГО ЛИСТА
Ворота открыты, трава скошена, пес Грей нейтрализован и предупрежден об ответственности за непристойное поведение. Можно смело заходить. Хозяйка приглашает меня в дом, но я проявляю самоуправство и надолго застреваю у клумбы. Бабкина привыкла, чтобы все, что попадает в поле ее зрения, радовало глаз и находилось под неусыпным контролем. Цветы у нее гигантских размеров, как будто выращивались под увеличительным стеклом. И кто только придумал, что Псковский район - зона рискованного земледелия? Когда-то на месте цветника были грядки. В 90-е годы свои овощи и зелень помогли Бабкиным, привыкшим к комфорту и достатку на родине, прокормиться. Но голодные времена остались в прошлом, а огород стал отнимать у супругов слишком много сил. Вот и пришлось немного умерить пыл. Впрочем, забот у них не убавилось. То внуков подкинут, то общественная работа заставляет шевелиться. Александр много лет возглавлял участок ЖКХ в деревне Лопатово. Светлана была депутатом сельского поселения, и по сей день является активистом местного отделения Союза пенсионеров Псковского района. Такому укладу жизни Бабкины только рады. Им гораздо проще овладеть азами компьютерной грамотностью и угостить мантами всю деревню, чем научиться жить для себя.
- Когда мы переехали в Псковский район, у нас в прямом смысле не было «ни кола, ни двора», - рассказывает Светлана. - Только вот этот дом. Это он сейчас выглядит таким добротным, а тогда мыши по комнатам бегали, и дуло отовсюду. Ремонт удалось сделать не сразу. Если бы муж в тот момент меня не поддержал, я бы, наверное, не выдержала...
Двадцать лет назад они слишком много поставили на карту - трехкомнатную квартиру в престижном районе города, близких друзей, высокооплачиваемую работу. Но распад Советского Союза и плохая экология оказались более весомыми аргументами в пользу переезда. Когда старший сын стал меньше болеть, а снег во дворе их дома всю зиму оставался девственно белым, Бабкины утвердились в правильности принятого решения.
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ
В промозглые осенние вечера супругов согревают воспоминания о казахском Усть-Каменогорске, где прошла их молодость. Светлана была единственным ребенком в семье и полностью соответствовала женскому идеалу 60-х годов прошлого века - «комсомолка, активистка и просто красавица». Девушка поступила в дорожно-строительный институт, успела закончить 1 курс и... поняла вдруг, что ошиблась с выбором профессии. Учиться дальше она отказалась. Чтобы строптивая дочь не сидела без дела, отец устроил ее на металлургический завод. Это было секретное предприятие, работающее на оборонку и производящее титановые, урановые бериллиевые соединения. Света трудилась в центральной заводской лаборатории. В белом халатике, в белой косыночке и белых босоножках на каблуках, она была чертовски хороша собой, и не заметить этого мог только слепой. А у старшего электрика Александра Бабкина было отменное зрение.
Их познакомила, сблизила и влюбила друг в друга общественная работа. Светлану по комсомольской линии отправили в пионерский лагерь, который за выходные предстояло очистить от снега. Там же оказался и ее будущий муж.
- Мы были в одной компании, в заразительный Светкин смех нельзя было не влюбиться. Ну, я и запал, - рассказывает Александр. - Мне до сих пор нравится на нее смотреть, когда она хохочет. Вот только поэтому с ней и живу (хитро подмигивает).
- Сашка долго вокруг меня ходил, а я его к себе не подпускала, - признается собеседница. - Но слишком высоко задирать нос не давали коллеги. Они были ровесницами моей матери, вот и нянчились со мной, умуразуму учили. Помню, подошел ко мне Бабкин на трамвайной остановке, а я к нему демонстративно спиной повернулась. Это женщины из лаборатории видели, и такой мне потом втык устроили, что я надолго запомнила.
Наверное, в какой-то момент девушка слишком заигралась и не заметила, как лопнуло терпение ее ухажера. Саша заявил Светлане, что между ними все кончено. Для молодой красавицы разрыв больно полоснул по сердцу. То ли самолюбие взыграло, то ли чувства появились, в которых раньше девушка не давала себе отчета, только посмотрела она на Александра со-всем другими глазами. И решила его вернуть.
ИХ УНИВЕРСИТЕТЫ
- Мы с Сашей еще два года дружили, прежде чем он сделал мне предложение, - говорит Светлана Бабкина.
Но уже через год уже их первенцу, Сергею, родня стала покупать игрушки... После свадьбы «новоиспеченные» супруги жили в Светланиной квартире, вместе с ее мамой. Далеко не всем молодым семьям удается избежать ссор с родителями, оказавшись с ними под одной крышей. Но Бабкиных сия чаша миновала. Теща у главы семейства - и он говорит об этом без тени иронии - оказалась «золотой». Полина Федоровна никогда не вмешивалась в отношения молодых, оставляя за ними право, ссориться и мириться, сколько им вздумается. Пусть сами разбираются! Хозяйство делить - тоже не пришлось. Как только Света вышла замуж, мама перестала мыть окна, делать уборку, готовить. Наверняка у нее «чесались руки» сделать все по-своему, и это получилось бы лучше и быстрее. Но житейская мудрость гасила назидательные порывы.
- Моя мама всегда была на стороне Саши, даже если мне казалось, что он не прав, - вспоминает Светлана. - А наедине одергивала, просила быть помягче. Я, конечно, огрызалась, но в голове ее советы отложились. И потом из всех наших друзей я первая поняла, что хватит выступать. Все-таки вместе живем, значит, надо друг друга научиться слышать.
- Ага, это она сейчас такая умная, а раньше я первым мириться приходил, - уточняет Александр. - Я был более отходчивым. Теперь уже Света сглаживает углы и гасит мой гнев, если я слишком разойдусь. А что вы думали? Муж и жена всю жизнь друг у друга учатся.
Родители давали Светлане свободу выбора и право учиться на собственных ошибках. Точно так же Бабкины воспитали и сыновей. Супруги не решали за своих мальчишек, где им учиться и с кем дружить. Зато проводили с ними все свободное время, в том числе и отпуск. Брали с собой в гости, на концерты и в кино, а на выходных часто ездили в горы кататься на лыжах. А еще в их семье, несмотря на достаток, никогда не было культа денег Бабкины за всю жизнь в Казахстане ничего не скопили, кроме разве что любви друг у другу. И этот капитал оказался самым прочным.
- С возрастом отношения между супругами становятся ближе и их начинаешь больше ценить, - делится своими наблюдениями Светлана. - Так и у нас с Сашей. Раньше на первом месте были дети, а теперь, когда они выросли, мы можем посвящать время друг другу. У меня за сорок с лишним лет совместной жизни чувства к мужу не изменились. Просто стала больше за него переживать. Лишний раз хочется прислониться к нему, почувствовать его дыхание и силу. Я ему вообще очень благодарна за всю жизнь. Это, кстати, я первый раз за 44 года говорю...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru