- Псковская область - это приграничный регион, где регулярно осуществляются грузовые перевозки. Именно по этим причинам было принято решение провести конкурс в Пскове, - отмечает и.о. гендиректора ЗАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» и председатель жюри конкурса Терентий Мещеряков. - Такие крупные соревнования среди водителей грузовиков проходят впервые Раньше состязания проходили среди водителей автобусов, трамваев и троллейбусов. Хочется упорядочить количество перевозчиков, привлечь внимание к их деятельности. К слову, Минтранс покровительствует двум этим конкурсам и на призовой фонд выделяет один миллион рублей.
За звание лучшего водителя грузовика участники будут бороться в трех номинациях: управление грузовым автотранспортом грузоподъемностью от 3,5 до 5 тонн, от 5 до 10 тонн и управление грузовым автопоездом - за эту номинацию и отвечает АСМАП.
- На несколько дней Псков превратится в столицу автомобильных перевозчиков, - радостно отмечает председатель Псковского областного союза автотранспортных организаций, член правления Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Виктор Семенов. - На конкурс приглашены ассоциации из Прибалтики, Польши, Республики Беларусь. Кстати, в Псковской области 80 организаций, которые занимаются международными автомобильными перевозками. Этот факт тоже повлиял на то, чтобы проводить конкурс именно в нашем городе. Правда, в финале псковичи не будут участвовать. Однако четыре псковских водителя смогут показать свое мастерство вне конкурсного зачета.
Один из них - водитель-международник Валерий Александров. В прошлом году он участвовал в похожем конкурсе в Петербурге. Валерий нам не только рассказал о соревновании, но и показал те элементы мастерства водителя грузо-вика, по которым будут соревноваться участники конкурса.
- Водителям придётся выполнить несколько заданий и постараться сделать это как можно быстрее, - рассказывает Валерий, пока мы неспешно катим по трассе на его рабочей «лошадке» IVECO. - Нужно было заехать на всю длину в ворота, ширина которых 2,75 метра, передним и задним ходом. Проехать круг, задним ходом загнать автомобиль на парковку с правой стороны - как бы в кармашек, выполнить «змейку». На финишной полосе машина должна остановиться передними колесами.

К слову, ширина фуры - 2,55-2,60 метра. Длина тягача с прицепом - 16,5 метра. Пустая машина весит около 15 тонн, с грузом - до 40 тонн. Представьте, каким профессионалом нужно быть, чтобы такой грузовик загнать в ворота.
- Фура может быть очень маневренной, - улыбается дальнобойщик. - Бывает, за раз развернешься там, где легковушка не сможет. Существует такой хитрый прием, когда передним колесам требуется больше места, чем задним. Получается, машина разворачивается как бы вокруг себя. Вообще водитель грузовика должен не только ловко совершать разные маневры, но и быть очень внимательным, просчитывать ситуацию на множество ходов вперед. Нужно следить, чтобы в «слепую зону» никто не подлез. Особенно, когда едешь по городским дорогам.
Между прочим, припарковать большегруз задним ходом - непростая задача. Хотя для самих дальнобойщиков это дело привычное.
- При такой парковке руль нужно крутить в обратную сторону: сдаешь вправо - крутишь влево, - подчеркивает Валерий во время маневра и посматривает в зеркала заднего вида. - Вот и все! А когда к фуре идет еще прицеп, то придется по-другому парковаться.
Отец Валерия Александрова двадцать лет отработал дальнобойщиком, и сын решил пойти по тем же стопам. Валерий сдал на права еще в 1977 году, когда закончил школу. Год проработал токарем на заводе, а как только пареньку исполнилось 18 лет, сразу сел за баранку. Трудно представить, сколько километров намотал дальнобойщик Александров, если только с 2006 года Валерий проехал около 800 тысяч километров. Сейчас он колесит в основном по Германии и Голландии, уезжает из дома порой на две-три недели. Кстати, профессиональные водители - одни из самых счастливых людей, потому что выбрали себе работу по душе.
Марина ПЕТРОВА.
map@province-pskov.ru
В тему:
Валерий АЛЕКСАНДРОВ:
- По городу не могу работать - постоянные пробки и нервотрепка. А здесь - сел за руль и поехал. Разные города, разные страны. Романтика! Правда, перед женой виноват, что дома редко бываю...