Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:25

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №39 (9737), 07/10/2015

"Скальпель" литератора

В преддверии Дня учителя в Торошинской школе среди учащихся провели необычный соцопрос, попросив их написать, с каким цветом ассоциируется тот или иной педагог. На праздничной линейке ребята спешат к учителю русского языка и литературы Маргарите Петровой с жёлтым шариком. Жёлтый - цвет солнца, оптимизма, света. Но некоторые ребята, соотнося с Маргаритой Вольдемаровной именно этот цвет, отмечали ещё, что он ближе всех к золотому. В этом году уникальный педагог Торошинской школы отмечает золотой юбилей любви с родным учебным заведением.

Торошинская школа для неё родная в полном смысле, как говорится, где учился - там и пригодился. 14 лет «золотого» стажа отдано директорству. Маргарита Вольдемаровна отмечает, что профессия позволяет не ощущать свой возраст: каждый день с детьми наполнен новыми открытиями, с ними интересно и тепло. Временами, правда, и без «похоладний» не обходится, но...

- Очень рано усвоила, что на детей нельзя обижаться. Первоначально переживала из-за брошенного резкого слова или чьей-то неподготовленности. Потом поняла, что дети ещё в таком состоянии и возрасте, когда им можно и нужно прощать. Они всё это делают не от зла, а от неумения вести себя. И в этом как раз тоже наша задача - научить. Каждый учитель учит не только своему предмету, - рассуждает Маргарита Петрова.

Поэтому и к проблеме нежелания современных школьников читать относится иронично: «Краткое содержание? Да некоторые и краткого содержания не читают», добавляя:

- Конечно, как литератор к чтению школьниками краткого содержания я отношусь отрицательно, хоть и понимаю, что компьютеризация даёт много чего другого. Если раньше это возмущало, то теперь пытаюсь с этим бороться. Рецепты универсальные: качественная подготовка, интерес к своему предмету. Детей ведь тоже не проведёшь. Бывает, после моего рассказа ребята как раз и начинают читать, да так увлечённо, что потом не нарадуешься. Это, конечно, не так часто случается, но я считаю, что даже если одному человеку из класса удалось помочь - уже сделал большое дело.

Немного неожиданно из уст такого заслуженного педагога звучит признание о том, что в детстве она мечтала быть... хирургом. Мама Маргариты Вольдемаровны была медиком, поэтому больница тогда интересовала будущего литератора больше, чем школа. Помогли определиться с призванием собственные учителя, глядя на которых, Маргарита Петрова и себя у доски начинала представлять в другой роли. Сложно было определиться только с предметом: девушку одинаково интересовали литература и история, геометрия, химия и даже физкультура. Выбор филологического факультета стал символичным - словно в память о былой мечте стать хирургом, теперь Маргарита Вольдемаровна ежедневно имеет дело с внутренним миром детей. Но, подобно хирургам, «внутрь» заглядывает исключительно осторожно. Её «скальпель» - это слово.

- Я считаю, что личное должно оставаться личным. На такие разговоры я детей не вызываю. Но если чувствую, что ребята хотят поговорить, с удовольствием поддерживаю диалог. Сейчас вот «Гранатовый браслет» проходили, рассуждали о любви. По сравнению со школьниками прошлых лет теперь отдача, конечно, уменьшилась.

Сопоставляя современных учеников и их предшественников, учитель с лёгкой грустью отмечает, что раньше ребята были более нацеленными на учёбу, предпочитали докапываться до самой сути, если что-то было непонятно. Но некая поверхностность нынешних школяров обусловлена, по мнению учителя с пятидесятилетним стажем, и самой системой образования, уходом к обзорному изучению:

- Часы по литературе сократили не очень сильно, но в программу включили много авторов, которые всё равно не остаются в памяти ребят. Имён много, а произведений не хватает. Скачем галопом по литературе... Хотя признаю, что и у подробного изложения по полочкам были свои минусы. Но те, кто хотел разобраться, имели такую возможность.

Впрочем, сама Маргарита Вольдемаровна на внеклассных занятиях регулярно советует ребятам каких-нибудь авторов. Из современных ей очень нравится Захар Прилепин, говорит, что считает своим долгом познакомить с его творчеством ребят. Лекцию по Прилепину восприняли с удовольствием даже нечитающие старшеклассники. Но Маргарита Вольдемаровна в силу своих возможностей «расширяет» программу не только именами современников.

- Я бы обязательно вернула в школу Гайдара. Ребята очень много теряют без знакомства с его произведениями. В прошлом году у нас была конференция «Дети войны», ученики познакомились с «Тимуром и его командой». Удивительно, но даже просили сделать такое мероприятие ежегодным, - поправляя очки, улыбается учитель.

В этих детских вопросах, их горящих глазах и редких просьбах посоветовать хорошую книгу Маргарита Вольдемаровна и видит главные награды учителя. Даже если ребёнок не благодарит, но чего-то достигает, она уже радуется. Но «неблагодарной» считает свою профессию, конечно, не из-за не сказанного кем-то «спасибо». Суть не в этом, хотя, конечно, педагогу больно, когда дети не вспоминают о школе, после её окончания.

- Престиж профессии уходит. Учитель в советские годы и сейчас - два совершенно разных человека, в том числе и по отношению к ним общества, государства, - рассуждает Маргарита Петрова. - Государство почему-то забывает, что учитель должен жить хорошо. А получая такую зарплату, ещё и при наличии большой семьи, хорошо жить он не может. Но учителя - самые дисциплинированные люди. Если у людей других профессий часто включается «мне должны», то у нас, прежде всего «я должен». Ещё профессия неблагодарная, потому что, отдавая себя другим детям, забываешь о своих. Не додаёшь.

В детстве мамы действительно очень не хватало, признаётся Мария Ефимова, учитель немецкого языка Торошинской школы. То у Маргариты Вольдемаровны походы, то родительские собрания, то командировки для повышения квалификации. Тем не менее, именно по маминому примеру Мария всегда хотела стать учителем. В начале своей педагогической карьеры очень переживала, что на неё смотрят не как на самостоятельного педагога, а как на «дочь Маргариты Вольдемаровны», и все её заслуги видятся коллегам как продолжение маминых. К тому же, и сама мама, даже в отношениях с дочерью остающаяся педагогом, всегда как бы боялась перехвалить. А положительной оценки от неё дочери тогда не хватало.

- На меня с 9-го класса, когда маму назначили директором, давил груз ответственности: соблюсти баланс хорошей дочери и самовыразиться. Когда я пришла в школу в качестве учителя, дилемма повторилась. Лишь пять лет спустя поняла, что у меня уже появились личные достижения. Да и мама стала хвалить больше, - улыбается Мария Ефимова.

Сейчас они полноправные коллеги. В прошлом году даже проводили интегрированный урок по немецкой литературе. Спорили много, но получилось здорово. Мария помогает Маргарите Вольдемаровне овладеть электронными технологиями, а Маргарита Вольдемаровна поддерживает её, как никто другой. Как мама.

Наталья ИГНАТЕНКО.

nata@province-pskov.ru.

Фото Павла ДМИТРИЕВА.

Оцените статью:


Комментарии

Осипов Геннадий | 15/02/2017 00:13
Я учился в школе в 1965 году, Окончил 8 классов, может кто то и помнит меня, Я помню, Света Вишневская, Отец ее был директором совхоза, Потом Таня Ожевская, Витя Матвеев, Володя Андреев Наташа Шаврова, Ее мама работала учителем, И много других Я живу и работаю в Москве,

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ОБРАЗОВАНИЕ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков