Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:26

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №39 (9737), 07/10/2015

Сердцем к сердцу: как в Печорском районе наполняют людей радостью

Взаимодействие церкви и искусства - сложный вопрос. Он периодически обсуждается с момента возникновения этих общественных институтов, всплеск активности мы видим и сейчас. Некоторые постановки и выставки вызывают недовольство консервативной части верующих. «Псковская провинция» нашла в Печорском районе деревню, где культурный конфликт церкви и искусства разрешился ещё три года назад.

Мы въезжаем в деревню Тайлово в трёх километрах от Печор, здесь располагается творческая мастерская при храме святителя Николая. Чтобы войти в неё, нужно, как в сказке, потянуть за верёвочку, тогда дверь открывается. На пороге встречает отец Георгий (Курносов). Он местный, недавно окончил Псковское духовное училище, сейчас обучается в семинарии. Изба сложена из мощных брёвен, здесь считают, что ещё в XVIII веке. В ней тесно, «красный угол» во всю стену, возле окна тканая на ковре икона, рядом с ней - гитара.

Само помещение поделено на несколько частей занавесками, за одной из них Ксения Стомаченко - руководитель творческой мастерской. Выпускница Санкт-Петербургского университета только что вернулась с огорода...

СТИХИЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

История творческой студии началась три года назад. Ксения с детства хотела получить художественное образование, но поступить получилось на исторический факультет, специализацию «Искусствоведение». Мастер-классы по рукоделию она брала у различных мастеров с разными методиками, а ещё учась в школе, посещала частные уроки рисунка. Затем была работа в онкологическом реабилитационном центре и неудачное замужество, которое привело её в Печоры - помолиться.

- Одна знакомая сказала, что недалеко от Печор идёт реставрация храма, одному батюшке нужен человек, который бы покормил рабочих месяцок - максимум два. «Ну а что, куда мне торопиться, - говорю. - В самый раз», - вспоминает Ксения.

«Месяцок» тянется уже четвёртый год. Сами того не зная, прихожане Никольского храма стали продолжателями давних традиций. Здесь ещё до революции была богадельня: жили старушки, которые рукодельничали, этим зарабатывали на хлеб. Сначала в мастерской занимались лоскутной техникой, текстильной куклой.

- Для дошкольников это тактильная подготовка - пальчики должны развиваться, чтобы держать иголку, - улыбается руководительница студии. В её речи сплетаются педагогические, искусствоведческие термины с языком Интернета, церковнославянизмами. «Мило», «благодать», «тактильно», «соборность» - эти слова органично соседствуют в одних и тех же фразах.

- Мы не ставим в нашей студии больших художественных задач, - говорит Ксения Стомаченко. - Хотим наполнить людей радостью. Вот в этой избе собираются люди сердцем к сердцу, глаза к глазам, рукоделием занимаются, что-то поют, о чём-то рассказывают. И вот через эту теплоту действительно какая-то радость происходит, искорка наполняет.

СОБОРНОСТЬ И ГЕНЫ

Во время разговора чувствуется, что батюшка и руководитель студии буквально нашли друг друга: с уважением слушают, затем случайно перебивают друг друга, не испытывая при этом дискомфорта. Ксения между делом замечает: «С батюшкой много общих точек соприкосновения, перспективы, видение жизни. Главное - не просто восстановление храма, а люди».

- Это и есть момент соборности, когда вокруг церкви, Христа, собираются люди, - размышляет она. - Люди, может, получают теплоту, которой недобрали дома. Й с удовольствием бегут сюда. Корни, гены зовут, я не знаю.

Впрочем, студийные работы выходят за пределы творческой избушки. Например, в этом году в печорской библиотеке на День города состоялась выставка работ студии.

- Прежде хотелось показать людей. И показать, что церковь - это не только институт молитвы. Прежде всего, это институт жизни, она на приходе - очень богатая, - уверен священник. - Мы не просто деревенский храм, куда приходят молиться, а потом хоронят людей. Здесь происходит жизнь: огород, творческая студия, миссионерская деятельность, встречи с людьми.

ПИЩАТ ОТ ВОСТОРГА

Мне показывают картины. Все они выложены шерстью. Для икон такая техника не пойдёт, она условна, декоративна, что с иконами не согласуется. Но её преимущество в том, что с ней трудно ошибиться: если мазок кисти убрать с холста уже не получится, то шерсть легко переложить по-друтому.« Ошибки есть, а боязни - нет», - отмечает Ксения Стомаченко. При одной технике шерсть придавливается стеклом, при другой - прокалывается специальными иголочками и держится без стекла.

- Шерсть многолика по своим краскам, у неё больше ста оттенков. Работать с цветом - огромное удовольствие, - рассказывая, Ксения и сама будто светится изнутри. - Год женщины отзанимались, совершенно не имея никакого отношения к рисованию, говорят мне: «Я иду и замечаю краски, которых раньше не видела. Вижу гаммы, когда солнце садится». Искусство, чем бы ты не занимался, обогащает. Это общий закон. А если он согрет теплом, хорошей атмосферой - тем более.

- Человек ничего не умеет делать толком, у него нет таланта написать картину маслом. И вот когда он начинает выкладывать шерсть - с искусством совершенно не связанный - и у него вдруг начинает что-то получаться, он просто пищит от удовольствия. Люди сами не верят: «Неужели это у меня получается? Это вы делали, - обращаются они к руководителю. - Я не умею, не умею...». Восторг, ошеломление, - удивляется батюшка.

В основу произведений полагаются разные вещи, картины, которые - не в точности - и пытаются воспроизвести женщины с помощью шерсти. Одна ученица работает в реалистичном стиле, другая предпочитает выкладывать картины пятнами, третья работает в более «детском» стиле. Ксения ставит картины на окно. Под лучами солнца они буквально вспыхивают и начинают «играть» красками.

ХОЛЁНЫЕ СВЯЩЕННИКИ?

На мой вопрос, как же православные должны относиться к произведениям современного искусства, которые задевают их, батюшка отвечает просто: «Знаете, здесь вспоминаются слова апостола Павла: «Всё нам дозволено, но не всё полезно». Сейчас идёт волна недовольства на церковь. Во-первых, от необразованности людей. Многие считают, что церковь -это холёные священники, всё хорошо у батюшки. Но здесь, в деревне, когда живёшь одной семьёй, трудишься на едином приходе, совершенно другое понимание. Я считаю, что в искусстве все должны быть терпимы: и с одной стороне, и с другой. Мы православные не можем насмехаться: «Что там у вас такое». А если мы будем относиться терпимо, то тогда, простите, и вы должны к нам относиться терпимо. Толерантен ко всем видам искусства. Допустим, мне что-то не нравится - я просто не буду этим интересоваться. Но не хаять искусство, и думаю, что любой здравый христианин должен так относиться к нему. Церковь не только не далека от искусства, а, можно сказать, связана с ним. Многие наши древние памятники архитектуры, зодчества, иконы, древние книги - связаны с церковью. Если есть возможность, то нужно при других храмах открывать мастерские, стараться продвигать это дело. Совместный труд, совместное творчество должно объединять людей. Мало очень и батюшек, и вообще людей образованных, которые понимают, что это нужно».

Отец Георгий отмечает, что дело здесь и в недостатке средств. Мастерская в Тайлово держится за счёт небольших пожертвований. « С миру по нитке - голому рубаха», - говорит Ксения Стомаченко. «А тут получается картина», - смеётся батюшка.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Фото автора.
Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков