Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 04:35

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №7 (9758), 25/02/2016

Михаил Чевега: «Как-то все свои стихи люблю. Хоть это и не скромно…»

Осенью 2015 года на Михайловской поляне в рамках фестиваля Dovlatovfest должны были собраться пять известных российских поэтов, но оказалось лишь двое – куратор поэтической программы фестиваля Вера Полозкова и московский поэт Михаил Чевега.

После выступлений в Воронеже и Пскове у Михаила состоялся первый творческий вечер в столице - в парке Сокольники. Корреспондент «Псковской провинции » узнал у него, как совмещать предпринимательскую деятельность и поэзию, бабник ли он, и как комары становятся сюжетом для стихотворения. И, конечно, о Dovlatovfest.

- Начну с провокационного вопроса. Поэты в России либо несчастные и голодные, либо пьяницы и бабники. Вы к какой категории относитесь?

- Да я ни тот, ни другой. Какой-то третий. Если брать социальную группу, вряд ли меня можно отнести к первым. Я предприниматель, занимаюсь транспортным делом, и кафе у меня в управлении есть. По второму: я женат, у меня трое детей, бабником тоже вроде как не получается быть. Разные люди есть, разные поэты. Это несколько стереотипно всех под это грести. Кстати, хорошие поэты совсем не пьяницы и не бабники. И не несчастные. Чем-то где-то кто-то занимается. Сейчас вообще много хороших женщин поэтов. Кстати, многие вполне обеспеченные люди. Не в плане богатств, а в социальном: работают. Некоторые - главные редакторы, кто-то занимается проектами - литературными, общественными.

- Как вам удаётся совмещать предпринимательство и поэзию?

- Это же не профессия, а какая-то история, которая приходит в голову. Она может «щёлкать» в самое разное время, когда угодно. Какой-то ритм начинает приходить, его записываешь, вытаскиваешь на свет Божий. Получается или не получается стихотворение. Получается - хорошо.

- А откуда ритм приходит? От Бога?

- Мне кажется, что это какие-то общие информационные поля... Не знаю. Просто в человеке какой-то гул начинает жить, и он в случае поэтическом материализуется через слова. У музыкантов по-другому происходит.

- Значит, поэзия для вас - хобби?

- Хобби, конечно, а что ещё? Какая-то штука, которую нравится делать, прежде всего, самому.

- Стихи пишете на «коленке»?

- В метро можно сочинять, на работе. Эго внутренняя история, может происходить во время вождения машины. Что-то в голове крутится, одновременно кубики с ребёнком складываешь. Нашлось «окно» - записал, отредактировал.

- Записываете куда?

- Как правило, в телефон.

- У вас вышло уже четыре сборника. Можно ли заработать на поэзии?

- Я не зарабатываю. Кто занимается профессионально - зарабатывают. Таких людей немного, совсем чуть-чуть, но они есть.

- Это возможно?

- Почему, нет? Вера Полозкова зарабатывает поэзией. Она -поэт. Не только в плане образа жизни, но и способа зарабатывания на эту жизнь.

- Вера Полозкова рассказывала в интервью, что стихотворение не написать не может, когда напишет - практически эйфория наступает. У вас подобные эмоции?

- Конечно. Как любая радость человека от какой-то удачи. Если не ахти какое стихотворение, радость всё равно есть. Работа внутренняя провелась, было подключение к мировому серверу какому-то.

- У вас есть блог. Вы получаете негатив в комментариях?

- Я, надо сказать, неизвестный поэт, поэтому надо достигнуть предела читателей, чтобы получать негативные комментарии. У меня их очень немного, и Бог миловал от негативных выпадов.

- А среди других поэтов, друзей, есть критики, которые помогают, направляют?

- Во-первых, нет, в силу неизвестности, а во-вторых, я уже человек немолодой, что меня направлять? Это уже и бесполезно. Если бы кто-нибудь критику написал, я бы с удовольствием почитал, но критики меня тоже не замечают.

- Людям сейчас нужна поэзия?

- Мои сборники лучше продаются на выступлениях. Послушали - можно поставить на полку. Как акт благодарности. Опять же, автор и книжки подписывает - это тоже весело. Конечно, людям нужна поэзия. Это же высшая форма литературы. Кто-то говорил, что поэзия -чудесный десант. То, что проза завоёвывает в долгую, поэзия делает быстро, как десант захватывает плацдарм, который потом можно заполнять «тяжёлой техникой» - критикой, прозой, нон-фикшеном. А интерес к литературе даёт поэзия - как правило, это так.

- В своих стихах вы жизнерадостный человек. Это специальная установка или вы такой и есть?

- Наверное, это свойство характера, но не все стихи жизнерадостные. Процентов 30 есть, они самые известные. Много разных стихотворений есть и грустных, и весёлых. Можно почитать около часа, это видно. Обычно я выступаю в составе групп, тут выдаёшь какие-то хиты, они, как правило, весёлые.

- А какие свои стихи больше цените, «хиты» или другие?

- Да и те, и другие. Вообще, их как-то все люблю. Когда случаются, они общим уровнем неплохие. Это не очень скромно, но, тем не менее, мне они все нравятся. Я их обычно в книжки начинаю собирать, и у меня очень мало отбраковки. Из сорока стихотворения три выкину, а остальное идёт в дело.

- «Сюжетом» для ваших стихотворений становятся и Холмс, и Верещагин, и как комары кусают. Комары-то откуда?

- Это всё приходит само. Начинают цепляться какими-то словами и превращаются в поэтические тексты. Я это не контролирую, само регулируется, прорастает в голове.

- Быть поэтом в России Польши и ответственность. До Пушкина и Лермонтова не дотянуться, есть ещё сотни молодых и не очень поэтов. Вы себе ищете какое-то место среди них?

- Я себе такие задачи не ставлю. Это не очень скромно, а во-вторых, Пушкин, Лермонтов, другие «киты» - это какие-то священные коровы, так бы сказал. Сейчас время поменялось, это не хорошо и не плохо. В 70-е, 8о-е годы было время авторитетов, и существовала неофициальная поэзия. А сейчас вариативность настолько огромна, что говорить о каких-то местах в литературе - смешно. Потому что поэтов - безумное количество. Даже хорошо пишущих можно за сотню набрать. У каждого есть читатели, они пересекаются. Это и интересно, мне кажется, потому что много разных стилей, индивидуальностей. Живём сейчас в благодатное время в этом плане. Плюс связи стали короче за счёт социальных сетей. Поэту можно комментарий оставить, в друзья пригласить, отслеживать новинки, его мысли или просто котиков, которых он «постит». Сейчас интересная и живая история. Написал стихотворение - не надо ждать три года, пока его опубликуют в «Новом мире» или журнале «Знамя». Стихи публикуются прямо тебе в ленту. Можешь его лайкать или нет. Лайк - очень удобно.

- Ваши дети читают папины стихи?

- Нет, конечно.

- Но они знают, что папа — поэт?

- Старший знает, а младшим пока до этого дела нет. Да и слава Богу.

- Почему?

- Ну а что в этом такого? Это такая история ради удовольствия.

- Вспомним ситуацию с Dovlatovfest, когда на поэтическую часть приехали только вы и Вера Полозкова, как куратор. Искусство и политика столкнулись?

- Ситуация-то довольно простая. Должны были приехать Сергей Гандлевский, Алексей Цветков и Полина Барскова. Это довольно известные люди, со своими политическими взглядами. Ганглевский, Цветков -имена, которые точно останутся в литературе. Вера, как куратор, всех предупредила о возникшей ситуации. Дал своё согласие. Я, повторюсь, неизвестный поэт, поэтому поеду, не поеду - совершенно не важно было, кажется. Для меня было важно как раз поехать. Это же не история, что пять поэтов в зале читают губернатору стихотворения. Нет, читали для людей Пскова, области. Всё как-то наметалось в один котёл: политика, поэзия. Страдают-то здесь не политики, а люди, которые хотели послушать замечательных поэтов. Аудитория не увидела своих любимых авторов. Я в данном случае явился, скорее, «заменяющим» поэтом. В том плане, что из всей пятёрки меня точно никто не знал. Мы отчитали программу, мне кажется, она была хорошая.

- А вы политизированный человек?

- Нет, я крайне не политизированный человек, стараюсь вообще от этого дистанцироваться. Ведь все заранее планировалось, это мои обязательства, и я подтвердил своё участие. В последний день что-то отменять - не моя история. Были стихотворения, которые хотелось почитать. Может, мы изменили химию воздуха, который там - слава Богу. По реакции, как воспринимали, кажется, что мы сделали что-то неплохое.

- За себя могу сказать — мне понравилось.

- Ну вот, и нам понравилось. Посыл и обратная связь - были. Вряд ли это можно отнести к знаку минус. Однозначно был знак плюс.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ПРЯМОЙ ВОПРОС

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков