
Так получилось, что живет он сейчас один. А поскольку возраст у него все-таки весьма солидный, порой возникают такие ситуации, когда ветерану срочно требуется помощь или просто совет. Благодаря программе «Система Забота», теперь Вячеслав Александрович может в любое время суток получить поддержку по самым разным вопросам. Для этого нужно только нажать кнопку обычного сотового телефона, и на звонок ответит оператор, который поможет пожилому человеку решить возникшую проблему.
Проект «Система Забота» как служба сопровождения социально-незащищенных категорий населения был разработан и впервые реализован в Санкт-Петербурге в рамках частно-государственного партнерства. Его цель - обеспечить необходимым вниманием и заботой пожилых людей и инвалидов в любую минуту их жизни, позволяя оставаться полноценными и активными членами общества. Эту полезную идею подхватили и в других регионах Северо-Запада, в частности, в Карелии, Новгородской области. А в этом году в качестве пилотного проекта «Система Забота» внедряется в Пскове и Псковском районе.
- В проекте участвует Завеличенская, Писковичская и Ядровская волости, - рассказывает директор Центра социального обслуживания Псковского района Светлана Кулеша. - Около 30 инвалидов, одиноко проживающих пожилых людей получат мобильные устройства, которые являются своеобразной тревожной кнопкой для получения круглосуточной экстренной медико-социальной помощи. Такие устройства уже получили пять человек, проживающих в деревне Писковичи. В ближайшее время они будут вручены и другим жителям района.
При создании службы «Система Забота» сначала упор был сделан на консультации психологов. Но анализ поступающих звонков от участников программы показал, что 28% обращений касается здоровья, 21% - социальной помощи, 17% -льгот, 11% - вопросов ЖКХ и только 7% приходится на вызов экстренной помощи. Учитывая эту статистику, в call-центре круглосуточно дежурят опытные врачи. Одна из задач проекта - снизить количество звонков от пожилых людей в «скорую помощь». Прежде чем ее вызывать, оператор даст совет, какие необходимо принять лекарства, например, при повышении давления или болях в сердце, окажет психологическую поддержку, которая не менее нужна для больного. И уже в зависимости от ситуации оператор позвонит в «скорую». Очень важно, что заранее на каждого абонента составляется подробная анкета с указанием состояния здоровья, телефонов родственников или знакомых, а также других данных.
Спектр услуг, которые можно получить в рамках программы «Система Забота», довольно большой. В call-центре при необходимости могут вызвать полицию или другие экстренные службы с оповещением родственников и контролем вызова; организовать уход на дому через сотрудников социальной службы; записать клиента на приём к врачу; вызвать социальное такси; передать заявку специалистам коммунальных служб; предоставить нужную информацию, в том числе о льготах, медицинских и социальных учреждениях.
Пока что многие из этих услуг предоставляются только жителям городов. Но и для тех, кто находится в отдаленных населенных пунктах, «тревожная кнопка» может стать реальным помощником. Например, телефонный звонок напомнит в определенное время суток о приеме лекарства, каких-либо предстоящих событиях, включая дни рождения близких людей. В любую минуту пожилому человеку предоставят консультацию по медицинским, социальным, бытовым вопросам. Он может даже просто поговорить с оператором о том, что его волнует. Кстати, если клиент в течение месяца не обращается, то из call-центра непременно позвонят ему и поинтересуются здоровьем, спросят о проблемах.
По словам инициаторов программы «Система Забота», технологическая база позволяет одновременно обслуживать по всей России до 150 тыс. человек. Компанией разрабатывается отдельный проект социально-диспетчерской службы для глухонемых: подопечные будут общаться с оператором-сурдопе-реводчиком через планшеты и смартфоны. Дальнейшее развитие этой службы социального сопровождения зависит от того, насколько востребованными будут такие услуги, в том числе и в нашей области.
Любовь Павлова.
plv@province-pskov.ru