
- Какие бы мы с вами красивые, хорошие книжки не издавали, они зачастую остаются на полках библиотек, - начал с «приятного» круглый стол «Поколение сети. Что и как читают современные подростки» Александр Сиволодский, генеральный директор петербургского издательства «Мир детства». Он отметил, что дети не воспринимают ту же литературу, что нынешние взрослые. Причину многие найдут в стандартном «раньше-то и трава была зеленее», но она гораздо проще.
- Мало авторов для детей, писать для них - тяжело, долго, не очень денежно. Книга конкурировать с компьютером может, но она должна быть максимально интересной и понятной, - уверен издатель. - К подростковому возрасту процентов пять детей подходят читающими.
ТОМ СОЙЕР ДЛЯ ПЯТИЛЕТОК
Причина этому вновь не в том, что современное поколение глупее прошлых. Чаще всего она в родителях. Те, научив чадо различать буквы, складывать их в слова, а затем в предложения, считают, что этого достаточно. «Если ребёнок не зачитал сам, родители обязаны садиться с ним даже в возрасте 10-12 лет и читать», - категоричен Александр Сиволодский. Почему же ребята, которых наставляют сначала родители, а затем профессиональные школьные учителя, к 12-ти годам выбирают компьютер? Дело, как ни странно, в моде на раннее развитие детей.
- Возьмём «Винни-Пуха». Он не написан для детей 3-4 лет, когда его родители покупают. «Малыш и Карлсон» для детей 8-10 лет, - «шокирует» директор «Мира детства». - В 8 лет дети говорят: «Винни-Пуха» мы читали, мы уже большие. Они ничего не помнят об этом, но они «читали». На уроках литературы им тоже скучно. И получается вакуум, шикарные книги проходят мимо.
- Для дошкольников в мире издаются книжки-картинки, которые с трудом «пробиваются» на русский рынок. Главная реакция родителя: «Что тут читать? Такие деньги дерут: пять предложений - 400 рублей. Вы совсем с ума сошли?». Встречала тех, кто и Марка Твена детям в пять лет начитывает, «он меня слушает, всё хорошо», - рассказывает Мария Орлова, PR-директор московского издательства «Самокат». - Когда мне родители дошкольников рассказывают, что они собираются трёхлетним детям читать, у меня волосы дыбом становятся. «Винни-Пух» - самое меньшее, что они намерены сделать.

ЧТО-ТО НЕ ТАК...
После дошкольного этапа «раннего развития» родители-спринтеры облегчённо «выдыхают»: дитя в школе, отдыхаем. Но книжный вакуум даёт о себе знать. «Незнайку на Луне» ребятам читать уже не интересно, Чехова и Пелевина - ещё. Когда к 14-ти годам чадо безвылазно «сидит» в компьютерных играх, зарождается смутное подозрение: что-то пошло не так. Мама и папа начинают с трудом вспоминать, что же это они любили читать в детстве?
- Пытаются 14-летнему давать читать Жюля Верна. Ребёнок в состоянии абсолютного информирования, что происходит в мире: алкоголь, романтические отношения, приключения и дискотеки открыты, а ему книгу «столетней давности» предлагают, - смеётся Мария Орлова.
ДИКОЕ КОЛИЧЕСТВО «ТРЭША»
Считать при этом, что современные дети не знают, что им почитать - недальновидно. Многотысячные паблики в социальных сетях и видеоблогеры своё дело знают. Все книжные тренды находят отражение в Сети, подростки оказываются искушённее в вопросах литературы, чем их родители. Здесь, правда, другая опасность: качество бестселлеров. Популярность «50 оттенков серого» - хрестоматийный пример. Но причин для волнения здесь меньше, чем кажется: «Сама прочитала дикое количество книжного «трэша» в своей жизни и ничего страшного, вкус у меня от этого не испортился. Подросток и чипсы ест, и газировку пьёт - у них, в принципе, в это время другая система переработки», - считает Мария Орлова. А чтобы «быть в теме», она советует смотреть блогеров. Например, Ульяну Петрухину под ником «ulielie».
И В БАРЕ ОТМЕТИТ
Между читающими детьми и родителями возникает новый спор: «Входить в новый мир детской литературы никто не хочет. «Я этих имён никогда не видел», - это сразу обвинение книжкам. Родитель не читал, не ориентируется и на этом основании осуждает хорошие тексты, которые награждены экспертами всего мира, - рассуждает Мария Орлова. - В городе Сланцы очень начитанные дети, к ним разные издатели приезжают. 14-летняя девочка говорила мне: хожу за мамой с книгой «Хранилище ужасных слов», говорю: прочитай, ты меня поймёшь. Мама отвечает: да ты математику лучше сделай, я борщ варю, что ты читаешь ерунду какую-то? Ведущий конфликт: родители не пытаются быть на одной волне с детьми».
Дальше - хуже. Некоторые всеми силами ограничивают своих «малышей» от любых трудных тем. Например, издательство «Самокат» напечатало «Детей ворона» Юлии Яковлевой. Книгу о 1938 годе, о семье из трёх детей, которая осталась без родителей, потому что их «ворон унёс». Взрослым людям метафору раскрывать не надо. «Сейчас в соцсетях получаем по полной программе за то, как мы напали на счастливое советское время и вообще смеем такие книги для детей издавать», - говорит Мария Орлова. Подростки, по её словам, на презентациях произведений говорят противоположные вещи: « Мы хотим знать правду и читать максимально честные книги, не прячьте их от нас».

- Их пытаются оградить от сложного: «Нельзя моему маленькому, 18 лет исполнится, тогда пусть познаёт всё про секс, наркотики и рок-н-ролл, смерть, развод и так далее». На него всё должно обрушиться в этот день: как раз его пустят в бар, он и отметит, - добавляет издательница.
МЫ БЫЛИ БЫ СЧАСТЛИВЫ, НО...
Псковские библиотекари с интересом слушали издателей, те с жаром рассказывали о книжных новинках. Эстонская издательница фразу «и вот о последней книжке расскажу» - повторила раз шесть. Общее впечатление точно подытожила Наталья Волкова, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина: «Вот вы всё халва-халва, а у меня во рту слаще не становится ». Она объясняет, что финансовая ситуация с комплектованием фондов детских библиотек - катастрофическая. В итоге - несмешной анекдот, когда псковичам книгу и в магазине не купить, потому что денег нет, и в библиотеке не взять, по той же, в общем, причине.
- Проблемы в дороговизне книг, нет центров чтения, книжных магазинов, где бы рассказали, что читать детям, - согласен Александр Сиволодский. Наталья Волкова в ответ предлагает профессионалам составлять рекомендации для продавцов в магазинах.
- Прекрасная мысль, мы все были бы просто счастливы, - реагирует Мария Орлова. - Но чаще всего магазинам не указ и литературные премии, списки наград, наши рекомендации, описание регалий авторов. У коммерческих структур свои законы.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото автора.
(Окончание в следующем номере)