
ГЛАЗАМИ ЧАИНИКА
Велосипед у меня относительно недавно - с прошлой весны, поэтому уверенности, которую прямо-таки излучают более опытные велолюбители, у меня нет. Я передвигаюсь не с запредельной скоростью и никогда - по проезжей части. Стараюсь придерживаться правой стороны тротуара, не пугать прохожих, сигналить только в крайнем случае и вообще, не терять голову. Мне банально страшно, а от езды на велосипеде все-таки хочется получать удовольствие. Самое смешное, что паника у меня возникает только тогда, когда я вижу другого велосипедиста - так как я понятия не имею, что он выкинет, и успею ли я на это отреагировать. Например, не так давно мне чуть было не довелось стать участницей вело-ДТП. Молодой человек упорно не желал смириться с тем, что в России все-таки действует правостороннее движение. Вовремя затормозив, мне удалось избежать столкновения с выходцем с Туманного Альбиона (судя по его приверженности к движению по левой части дороги). Пожалуй, не считая двух падений на абсолютно ровном месте в первый месяц моего знакомства с велосипедом, это единственная «экстремальная ситуация», в которой мне довелось оказаться.
СМОТРИТЕ ВСЕ - Я ИДУ
Есть отличное наблюдение: когда человек передвигается на велосипеде, его раздражают пешеходы. Но стоит этому же человеку загнать железного коня в стойло и выйти куда-то пешком, как ситуация кардинально меняется, и предметом раздражения становятся велосипедисты. Это отчасти очень верно. Велосипедисты, хотя и непредсказуемы, но, по крайней мере, практически не создают помех движению и быстро пропадают из поля зрения. Прохожие, кстати, не менее непредсказуемы, медлительны, любят передвигаться группами и растягиваться на всю ширину тротуара. Особая категория прохожих - дети. Они почему-то невероятно любят бросаться под колеса транспорта - не только велосипедного. К счастью, более-менее опытный велосипедист уже подсознательно угадывает потенциальную траекторию движения такого ребенка и спокойно уезжает под ворчание бабушек и мам из серии: «Разъездились тут!».
Еще есть любители пофилософствовать с банкой пива. Один из них, стоя со своим священным напитком прямо посреди дороги, орал, что не отойдет, потому что такие, как я, его задолбали до глубины души, и нас надо запретить на законодательном уровне. Второй предлагал продать велик и купить пива, поделившись с ним за столь ценный совет. Третий бросил пустую пластиковую бутылку в спину проезжающей по парку девушки. На меня снаряда у него, к счастью, не хватило...
Выше я упоминала про отсутствие велодорожек. Стоит признать, что теперь эта фраза не вполне соответствует действительности - в центре города в нескольких местах это новшество есть и активно используется. Там даже висят специальные знаки. Раньше я думала, что идентифицировать рисунок, изображающий популярный двухколесный транспорт, может любой человек, даже с не самым высоким IQ и слабым зрением, однако, была неправа. Иначе что же тогда на этих самых велосипедных дорожках делают мамы с колясками и детьми, которые только-только делают первые шаги, дедушки с палками для скандинавской ходьбы, школьницы, играющие в классики и много кто еще. Причем на справедливое замечание лишь в одном случае из десяти эти люди оглядываются, понимают, что действительно идут не там, где надо, и освобождают дорожку. В остальных девяти рискнувший корректно указать на оплошность велосипедист может узнать о себе много нового и не всегда приятного - я проверяла. Например, посмев посигналить очередной «яжематери», выгуливающей своих чад по велодорожке на Золотой набережной, я нарвалась на пожелание поскорее свернуть шею. Мысль о том, что она элементарно подвергает детей опасности, в ее голову, очевидно, не пришла.
БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ!
Как уже упоминалось выше, пешеходы не любят велосипедистов, велосипедисты не любят пешеходов. Продолжая эту мысль, можно отметить, что водители автомобилей не любят ни тех, ни других. Если говорить о велосипедистах, то здесь наибольшее раздражение вызывают те, кто двигается по проезжей части в потоке машин. И здесь я, пожалуй, встану на сторону автомобилистов. На мой взгляд, либо ты идеально знаешь ПДД, передвигаешься в шлеме, с зеркалами заднего вида, с определенной скоростью, не петляя между машинами, либо едешь по обочине /велодорожке/ тротуару и не создаешь аварийные ситуации. Насколько я знаю, инициатива обязать велосипедистов, которые ездят по автодорогам, сдавать экзамен на знание ПДД, неоднократно высказывалась законодателями на разных уровнях. И, по-моему, это стало бы неплохим выходом, и существенно уменьшило бы число ДТП с участием этого вида транспорта. То же самое касается и вредной привычки выезжать на велосипеде на проезжую часть: недавнее резонансное происшествие в Пскове - лишнее доказательство тому, что в ПДД недаром есть соответствующий запрет, который, к несчастью, очень многие игнорируют.
ДЕТИ НА ДОРОГЕ
В детстве у меня не было велосипеда, и сейчас я понимаю, что, наверное, к лучшему - теперь этот транспорт нужен для того, чтобы быстро и, что немаловажно, бесплатно, добраться из одной точки города в другую или выбраться на велопрогулку без особого экстрима. При виде детей и подростков, которые являются счастливыми обладателями всевозможных «горников» и BMX-ов, я испытываю отнюдь не зависть, а чаще всего чувство страха. Нет, если они спокойно наматывают круги по парку и так же демонстрируют друг другу разные трюки, ничего пугающего в этом нет. Но когда эти же дети, которым скучно двигаться по пешеходным дорожкам, выбираются на проезжую часть, рассыпаются по ней, как горох, и лавируют между машинами под их громкие сигналы, мне хочется зажмуриться и заткнуть уши, чтобы не видеть неминуемого ЧП. Впрочем, обычно все заканчивается благополучно, но ведь везет не всем и не всегда! Дорогие родители, у вас есть лишние дети? Тогда ни в коем случае не объясняйте им правила безопасного передвижения на велосипеде.
Может быть, из-за некоторых любителей велоспорта большинство людей без особых раздумий наклеит ярлык «двухколесных беспредельщиков» и на всех остальных, но это не так. Это банально и известно всем, но самое главное в данном случае — это соблюдение правил и взаимное уважение, которые способны сделать комфортным и безопасным сосуществование пешеходов, автомобилей, велосипедистов и других участников движения.
Екатерина ЧЕРНОКОЖЕВА,
внештатный корреспондент
«Псковской провинции».