
Тамаре хотелось бы видеть на торжестве подругу - Сашу Ольшевскую, но ей нездоровится: всё-таки 29 лет. Ой, с цифрой я напутала - Александре Сергеевне 92. Тамара Николаевна и Пётр Ефимович на год моложе. И свадьба у них особенная. На Руси её с XIX века именуют железной. Кстати, железо, этот серебристый металл, ещё за четыре тысячи лет до новой эры был прозван звёздным. Супруги Старовойты 65 лет вместе. И это звёздное свидетельство железной прочности семейных уз.
ДО ЗНАКОМСТВА
До знакомства Петра и Тамары была Великая Отечественная. Тамара Терехова жила в ритме времени. Учёба в техникуме тихого городка Устюжно на Вологодчине - готовилась стать учителем начальных классов - перемежалась полевыми работами: всё для фронта, для победы! Пётр Старовойт шёл военными дорогами. Как артиллерист за пять подбитых танков награждён орденом Славы III степени. Позже служил в разведке, и получил орден Славы II степени из рук маршала Жукова - за блестящую операцию на Сандомирском плацдарме, когда разведчики, применив военную хитрость, захватили три вражеских дота, откуда фашисты косили нашу пехоту.
В активе Старовойта - орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией»... Война для Петра закончилась лишь в апреле 1950-го: после борьбы с недобитками - бандеровцами, власовцами. Тамара же, окончив техникум, три года учительствовала в Вологодской области. В очередной отпуск навестила родителей: её отца коммуниста Николая Терехова как раз перевели в Архангельскую область - оперуполномоченным в исправительно-трудовую колонию строгого режима.
На станции Ерцево в ту пору школу строили для детей сотрудников колонии, в ней-то и согласилась работать Тамара: пока одна с четырьмя классами. Поначалу в школе было лишь 15 учеников. Весной 1950-го в управление исправительно-трудовых лагерей Ерцево прибыл бравый старшина Пётр Старовойт...
УЧЕБНИКИ И ФОРМА С ЛЫЧКАМИ
В посёлке было немало молодёжи, в основном, солдат-срочников и недавних фронтовиков, а девчат раз-два и обчёлся: по одной в магазине, медпункте и в школе. Плюс несколько нянечек из семей с малыми детьми - детсада в Ерцево не было. Вечера молодёжь коротала на танцах. Пробегая мимо дома Тереховых, ребята зазывали: «Девушка, приходи на танцы». И Тамара приходила, правда, в клуб её провожал, а бывало, и встречал. отец. Не забалуешь!
Вот как вспоминает знакомство с миниатюрной красавицей Пётр Ефимович: «Танцевать я тогда не умел и красноречием не блистал. Узнав, что Тамара учительница, попросил у неё учебники для девятого класса. Во-первых, хотел продолжить учёбу, прерванную войной, во-вторых, понял, что путь к сердцу такой девушки лежит как минимум через вечернюю школу».
Тамара Николаевна призналась, что не запомнила суженого с первых танцев: «Ну, парень высокий такой, неуклюжий, учебниками интересовался, военная форма с лычками...». А тогда все ходили в форменках. Учебники в городе купила, а вот для кого. Пётр сам подошёл: «Для меня, должно быть». Раз проводил Тамару домой, два.
«У МЕНЯ НОРМАЛЬНО КРАСИВАЯ ЖЕНА»
В этой фразе зашифровано и что жизнь удалась, и что жена самая-самая - прежде он ей об этом частенько говорил... Впрочем, здесь ключевое понятие - жена. «Человек должен быть натуральным, с нормальной внешностью, правильно рассуждать», - итожит требования к спутнице Пётр Ефимович. «Что значит натуральным, - возникаю я, - волосы не красить?». «Ерундовскими вопросами вроде причёски, одежды, еды не занимаюсь. Вместе решаем серьёзные дела. Жена человек трудолюбивый, уважительный. Надеюсь, я ей соответствую. И главного в семье нет - оба главные».
Надо же, какой правильный муж! Что, и искушений никогда не испытывал, и жену не ревновал? Вопрос об искушениях Пётр Ефимович посчитал неприличным: «Зачем вы мне такое говорите? Ни одна не нравилась, у меня ведь уже была ОНА». И нет, не ревновал вовсе.
«Как - оба главные в семье? - отшучивается Тамара Николаевна, - я главная! Кстати, благоверный ревновал. Дружила я с Виктором, когда в техникуме училась. Потом он в лётное училище уехал, переписывались. Как сообщила, что замуж выхожу, написал: «Когда твой солдат тебя бросит, я приеду и заберу к себе». В общем, после свадьбы Пётр разорвал и письма, и фото Виктора. Может, не только из ревности так поступил, но и потому, что Виктор усомнился в нём: Родина и жена, понимаешь, доверились, а этот.
Все 65 лет уклад семейной жизни неизменен. Пётр Ефимович поднимается по-армейски рано. Час отводит зарядке, непременно бреется, садится за стол и ждёт завтрак. Так что жене майора в отставке и сегодня не расслабиться. Она забывает об аритмии и спешит к плите - еду готовить своему «старому и больному» - жалеет. В последние годы рана военная Петру Ефимовичу досаждает, «нормальному ходу ноги мешает».
Рассказывая молодым о войне, Пётр Ефимович непременно вспоминает фронтового друга Бориса. Разведчикам пришлось четыре дня хорониться от фашистов в ноябрьском озере среди камышей, с одним сухарём на двоих.
В конце концов, враги решили, что русские утонули, прекратили стрельбу и сняли оцепление. Волю к жизни поддерживали думы о родных: Пётр знал, что после гибели на фронте двух братьев, он единственная опора для родителей и четверых младших. Бориса же дома ждала сестрёнка, с которой он надеялся познакомить Петра. Но друзей развели уже мирные пути-дороги.
СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ
Своего первенца-богатыря Пётр Старовойт нарёк Борисом. Подполковник Борис Петрович Старовойт до ухода в отставку охранял рубежи Отечества.
У Тамары и Петра (оба, кстати, выходцы из семей, где было семеро по лавкам) трое детей. Борис, Любовь, Николай практически погодки. Особых трудностей с воспитанием у родителей не возникало, хотя на пути продвижения Петра Ефимовича от старшины до майора семье пришлось сменить семь северных посёлков - без яслей и детсадов для малышей. Но мир не без добрых людей. Тамара, убегая на уроки, частенько просила фельдшера: «Шура, присмотри тут за моими».
Да и детвора росла самостоятельной. Борис отвечал за порядок и дисциплину. Если младшие затевали потасовку, авторитет сводил их лбами и говорил только: «Тихо, чтобы я вас не слышал». Люба с шести лет взяла на себя мытьё полов и, расстелив мокрую тряпку у порога, привечала домочадцев: «Ноги лучше вытирайте! ». И Коля был на высоте. Когда Тамару Николаевну вызвали в школу - заменить приболевшую учительницу, и она засобиралась с восклицанием: «Ой, у меня же тесто замешано!» - младшенький успокоил. - «Мамочка, не волнуйся, я испеку». А ещё Старовойты хозяйство держали - на деревне без картошки и живности не прожить, трёх козочек купили. «Николаевна, ты вместо коз лучше хорошую корову заведи, с ней легче управляться», - советовали соседки. «Так денег нет». «Ну и не переживайте, - сказал продавец коровы, - отдадите, когда будут».
В общем, вернулся Пётр Ефимович из командировки, а на столе масло да парное коровье молоко. И «отомстил» жене достойно за самовольство, когда она на курсы усовершенствования в Архангельск укатила. Ну вот, когда на обратном пути Тамара Николаевна, сойдя с поезда, поделилась заботой со знакомой - теперь, мол, надо дрезину найти, чтобы до дома добраться», та спросила: «Так вы не знаете, что Пётр Ефимович машину купил?». И, действительно, у вокзала возникла легковушка под парами, а рядом муж улыбающийся. Приятно! И уж сколько раз Пётр Ефимович отпускал в космос благодарную фразу: «А хорошо мы с тобой, мать, жизнь прожили!» столько раз она возвращалась к нему признательным эхом: «Хорошо!».
МЕЧТЫ И РЕАЛИИ
И в самом деле - чего ещё желать? Вырастили прекрасных детей. Родительская боль - Николая уже нет на белом свете. Внуками-правнуками обзавелись, душой не состарились. Так некогда стареть, вся жизнь на миру. Тамара Николаевна была звездой самодеятельной сцены - прекрасно пела, люди дважды доверяли ей быть своим представителем во власти - избирали депутатом.
Вот уже четверть века как Старовойты перебрались в Псков, и всё это время Тамара Николаевна свой человек и помощница в соседней библиотеке, журналы познавательные выписывает. Знает наперечёт жителей не только своей многоэтажки, но и ближней, всегда готова поддержать соседей - кого выслушать и чаем напоить, а кого и «выгулять». Пётр Ефимович многие десятилетия был неизменным партийным секретарём, членом школьного родительского комитета. А для души семью обшивал. Сейчас, правда, зрение село, но старенькая машинка фирмы «Зингер» не выставлена за порог, ею пользуются младшие члены семейства.
Как-то по зиме к П. Е. Старовойту наведались будущие коллеги - курсанты Псковского филиала Академии ФСИН России. На вопрос, чего бы ветеран пожелал к светлому празднику Победы, ответил: «Хотелось бы пойти на Парад в новом кителе». И надо же - добрый волшебник, курсант 34 учебного взвода Максим Иванов, порадовал желанной обновкой. Сердечное спасибо ему и в его лице Академии за трогательную заботу!
1 июня у Старовойтов сразу два праздника - день рождения Любы и свадьба. Юбиляров нарядят по моде XXI века, внучка Людочка красиво причешет их, близкие порадуют красивыми подарками, и стол будет полон яств. Но в светлый час торжества память высветит розовое штапельное платьице с кружочками, пошитое сельской портнихой, в котором Тамара выходила замуж. И встанут перед глазами лица друзей с дорогими в ту несытую пору дарами - сметаной, яйцами, салом, которыми они так хотели порадовать молодых. И новое «горько» покажется таким сладким.
Тамара КАРНАУХОВА.
Во первых: моя мать, Старовойт Тамра Николаевна училась в г. Устюжна, Вологодской губернии. Во вторых: я полковник ФСБ РФ в запасе, к границе, за время службы, прямого отношения не имел. Прошу внести поправки в статью.