
«Избирательный кодекс Псковской области», который регулирует проведение региональных и муниципальных выборов на территории нашего региона, приведен в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». О новациях в избирательном законодательстве, вступивших в силу в 2016 году, рассказывает председатель территориальной избирательной комиссии Псковского района Лариса КУЗНЕЦОВА.
- Лариса Николаевна, какие изменения в процедуре голосования коснутся непосредственно всех избирателей?
- Это отмена досрочного голосования и проведение голосования по открепительным удостоверениям на региональных и муниципальных выборах, совмещенных с федеральными выборами. В случае совмещения дня голосования на выборах депутатов областного Собрания, Губернатора области, в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводится.
При проведении указанных выборов, за исключением выборов, в которых границы избирательного округа находятся в пределах одного избирательного участка, проводится голосование по открепительным удостоверениям. Так, на выборах 18 сентября этого года избиратели смогут получить открепительные удостоверения: за 45-11 дней до дня голосования - в окружной избирательной комиссии (на выборах депутатов областного Собрания) или в ТИК (на выборах в органы местного самоуправления); за 10 и менее дней до дня голосования - в участковой избирательной комиссии.
- Общественный контроль и информационное освещение выборов будут осуществляться в прежнем порядке?
- Установлены ограничения по количеству наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений. Они вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Кандидаты и избирательные объединения обязаны не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования), представлять в ТИК списки своих наблюдателей. Им разрешено проводить фото- и видеосъемку, но только после предварительного уведомления и с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии.
Средства массовой информации, которые будут работать на выборах, обязаны предварительно пройти аккредитацию в установленном порядке. Хочу особо подчеркнуть, что на заседаниях избирательной комиссии при определении итогов голосования, результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только представители СМИ, работающие в редакциях на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с законом.
Урегулирован и статус сетевых изданий, к которым относятся сайты в сети Интернет, зарегистрированные в качестве СМИ. Для них агитационный период, как и для периодических печатных изданий, и организаций телерадиовещания, начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования.
- Есть ли новшества для тех, кто будет выдвигаться кандидатом в депутаты?
- Согласно внесенным изменениям, кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные федеральными законами и законом области, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата только после предоставления кандидатом в соответствующую окружную комиссию определенных законом документов (копий паспорта, документов об образовании, месте работы, сведений о доходах и имуществе и т.д.). Если же кандидат представил в избирательную комиссию заявление о снятии своей кандидатуры, то отозвать его он уже не вправе.
Изменения касаются и выдвижения по партийным спискам. Так, на выборах в Псковское областное Собрание депутатов максимальное число региональных групп кандидатов должно соответствовать общему числу образованных одномандатных избирательных округов и составляет 22, минимальное число региональных групп кандидатов не может быть менее 20. В общеобластную часть списка включаются кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, в количестве не менее одного и не более трех. Каждая из региональных групп кандидатов должна включать не менее двух и не более трех кандидатов.
С 18 до 9 уменьшилось минимальное количество региональных групп кандидатов в единых списках кандидатов на выборах в областное Собрание депутатов, которое может остаться после выбытия кандидатов. Если региональных групп кандидатов в едином списке кандидатов остается меньше 9, то это является основанием для отказа в регистрации этого единого списка кандидатов.
- Лариса Николаевна, какие меры предприняли законодатели против использования «грязных» политтехнологий, например, появления в избирательном бюллетене кандидатов-однофамильцев?
- При смене кандидатом фамилии, или имени, или отчества в избирательную комиссию при выдвижении предоставляются копии соответствующих документов. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о них размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения (первыми указываются сведения о старшем кандидате). При этом, если кандидат менял фамилию,
или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата.
Установлены единые требования к наименованию избирательного объединения. В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное или сокращенное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. В иных случаях требуется согласование краткого наименования.
- Внесены ли коррективы в проведение агитационной кампании кандидатами, когда особо возрастает накал конкуренции?
- Законодательно закреплена обязательность участия избирательных объединений и зарегистрированных кандидатов в совместных агитационных мероприятиях (дебатах, дискуссиях, круглых столах) на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, установлена необходимость личного участия в этих мероприятиях зарегистрированных кандидатов, в том числе от имени избирательных объединений - кандидатов, зарегистрированных в составе единых списков кандидатов.
Установлено начало агитационного периода: для избирательного объединения - со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, единого списка кандидатов; для кандидата, выдвинутого в составе единого списка кандидатов, - со дня представления в соответствующую избирательную комиссию единого списка кандидатов; для кандидата, выдвинутого непосредственно, - со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться; для кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, - со дня представления кандидатом в избирательную комиссию предусмотренных законом документов.
Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования закона об опубликовании сведения о размере и других условиях оплаты работ или услуг по изготовлению печатных агитационных материалов, а также о предоставлении этих сведений в избирательную комиссию. Кроме того, запрещается их изготовление по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
- И последний вопрос — о сроках рассмотрения жалоб.
- Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации единого списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения.
Жалоба на решение избирательной комиссии, принятое по решению, действию (бездействию) нижестоящей избирательной комиссии или ее должностных лиц, может быть подана в период избирательной кампании в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Подготовила Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru