
И в полном соответствии с исторической традицией день святых стал всеобщим праздником, начинающимся благочинно с утреннего молебна у часовни.
Первый после советского времени молебен здесь служили еще десять лет назад - прямо на стульях у заросшего пруда, на месте бывшей еще до войны деревянной часовенки. Старожилы вспомнили, как гуляли их бабки и деды: в Неелово был престольный праздник на Успение Богородицы, а в Подосье и в Листовке - на Флора и Лавра, через три дня. Мол, так и ходили деревнями друг к другу на праздники, широкое гулянье было, затяжное, веселое и благостное в то же время.
Рассказывая об изученных традициях, архивных источниках и собственных воспоминаниях, Владимир Михайлович Кислов счастливо щурится на дело рук своих - узкую кирпичную часовенку со сложным четырехарочным куполом. С благодарностью рассказывает об односельчанах, помогавших закладывать фундамент, приводить в порядок территорию, заливать фундамент. С металлом, дверью и деньгами на кирпич помог Сергей Алексеевич Николаев, бывший начальник Кислова по «Элетротехнике», а ранее - «Гидроимпульсу». На этом предприятии Владимир Михайлович отработал слесарем большую часть жизни, и, когда пришла пора строить часовню, ему помогли всем возможным. Прокатку уголков в округлые формы одними руками было бы не сделать, да и благородное порошково-полимерное покрытие на кресты и подсвечники можно было нанести только в специальной камере. Особых условий изготовления потребовал и многолинейный сложный крест, в который мастер вложил все свое умение и любовь к прекрасному. Впрочем, сам в первую очередь говорит об иной поддержке: «Все с Божьей помощью, сначала, как задумал - у Владыки Евсевия благословение взял, все и сложилось» .
Икону Флора и Лавра, достаточно редкую, в церковной лавке просто так не купить, надо было заказывать. И тут вопрос стоял принципиальный - деньги собрать надо всей деревней. Собирали два года, небогатые люди составляют основную часть постоянного населения. Написала главную икону для часовни братия Мирожского монастыря, а уж остальные образа принесли люди и радуются: нарядно получилось.
Перед освящением часовни усилиями администрации поселения вычистили пруд, территорию облагородили. Асфальт потихоньку прокладывается и скоро, по обещанию главы поселения, дойдет до конца деревни. Но и сегодня дорога расчищена, подсыпана и укатана, к часовне, стоящей у пруда чуть в стороне от трассы, можно прийти в любую погоду.
Водосвятный молебен, службу Флору и Лавру и молитву за учащихся накануне нового учебного года отслужил иеромонах Авраамий. Дивный солнечный день и мудрое пастырское слово были об одном - о вечном. О вечном на фоне суетного, о мерах, которые мы выбираем для измерения своей жизни, о наших отличиях и родстве.
Если же вспомнить суть праздника, Флор и Лавр были родными братьями, по ремеслу - камнетесы, строители. И строители считают их покровителями. По посмертным же чудесам братьев-мучени-ков почитают как покровителей лошадей, и у праздника в народе даже сложилось название - «скакалки» (скачки). Раньше лошадей приводили и к службе, и даже священные просфоры им в этот день давали. «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра», - говорит одна из связанных с этим днем примет.
Так что жаль, что нет в Подосье лошадей. Или - пока нет? Хотелось бы думать, что вслед за часовней появятся.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.