
Веселые и лукавые, задумчивые и загадочные, пестрые и элегантные - коты и бабы, птицы и мужики, свистульки и статуэточки. Целый мир настроений и сказок!
Будь мы в Японии, к каждой фигурке, как к нэцке, непременно прилагалась бы легенда. У нас проще - историю придумывает тот, кто берет игрушку в руки и проникается ее эмоциональным содержанием. Не факт, что сегодняшняя история будет похожа на вчерашнюю, но она - точно будет, ведь керамика - живет. Глина - очень природный, многоликий и живой материал. О бесконечности ее производных Елена заговорила, отметив, что день мастер-класса - необычный, 8 число уже обещает бесконечность вариаций, и это точно - о глине.
Взяла в руки комочек и я, впервые в жизни, и даже с внутренним сомнением: а это тебе - зачем? Но уж, коль пришла на репортаж, надо и прочувствовать в полной мере! Впрочем, вначале хотелось просто слушать. Елена Румянцева - потрясающий рассказчик, и ее любовь к материалу пропитана глубокими знаниями. Какие бывают глины, какие виды обжига могут использоваться, какие особенности технологий и секреты мастерства угадываются в том или ином изделии, все это непосвященному слушателю - как откровение. Кто бы мне еще рассказал, что для придания необычного оттенка вот эту рыбку перед обжигом окунали в кашу, а эту вазочку - в молоко, затем, чтобы закупорить пористую поверхность и в вазу можно было наливать воду. А вот для цветочных горшков керамика лучше и вовсе необожженная, дышащая: ах, как герань в таких цветет!
Переминая в руках глину, Елена легко и незатейливо вкладывала свое настроение и беседу в серый комочек, тот отвечал некими узнаваемыми чертами, быстрые ловкие пальцы подхватывали метаморфозы и - рождался новый шедевр, или, по крайнем мере - претензия на таковой. Иногда, увлекшись рассказом, мастер сминала капризную заготовку, словно не соглашаясь с ней, или, напротив, улыбалась содеянному и двумя-тремя штрихами завершала игрушку. «С глиной надо подружиться, - убеждала нас мастер, - и вы никогда не будете в плохом настроении, у вас ничего не будет ныть и болеть, с глиной это просто невозможно. Достаточно взять в руки кусочек и начать с ним работать. Глина ведь все стихии объединяет, все они над ней трудятся - и вода, и воздух, и огонь, и земля. И, по Писанию, Адама Господь из глины сотворил. Очень родственный людям материал, очень!»
- Да уж, похоже, здесь и философия своя, - натужный ход моей мысли пытался помочь рукам, которые еще явно не определились с предметом созидания: то ли ежик проклевывается, то ли сова? Получалось ужасно, но весело. Особенно забавляло наблюдение, что у мастериц, имеющих некий опыт общения с материалом и справляющихся даже с полыми, хитро скроенными свистульками, глина захватила лишь кончики пальцев, тогда как новичков этот «живои материал» явно стремился взять в плен по самые локти. В отношении меня, наверное, получилось: уже хочется повторить и с глиной - таки подружиться.
Кстати, в галерее «ДАР» часто проводятся разные мастер-классы - только следи за афишей. И можно стать вполне себе творческим человеком, понять, какие таланты спрятаны и рвутся наружу, а то и просто так научиться шить игрушки либо писать моментальные портреты...
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.