
В саунде группы можно услышать скрипку, флейту, гусли, лиру, традиционную гитару и бас. «Вольный ветер» не ограничивается каким-либо языком исполнения - это может быть и русский, и бретонский, и скандинавские наречия. Участник группы Эдуард Гуленков, носящий сценический псевдоним «Темновест» рассказал о творческом пути группы и о своём видении «событийного туризма», ведь «Вольный ветер» часто приглашают на фестивали исторической реконструкции...
- Традиционный вопрос - об истории коллектива...
- У истоков творчества - тексты Кристины Тимощук (Пумпурс), в 2007 году она сочинила несколько песен для группы «Тёмный лес». Но после распада этого коллектива долгое время песни Кристина исполняла сольно. Постепенно ей стали помогать разные псковские музыканты, и из формата «Кристина плюс музыканты» к 2010 году выросла полноценная группа.
За это время через «Вольный ветер» прошло много талантливых исполнителей. Я появился в группе в 2010 году. Наш состав на сегодняшний день: Кристина Тимощук - вокал, тексты, музыка; Эдуард «Темновест» Гуленков - перкуссия, тексты; Дарья Ч. - бас, гусли; Марина Морозова - вокал, блок-флейта; Мария Капралова - поперечная флейта; Тахир Ташпулатор - гитара, бэк-вокал. Но отмечу, что мы все - мультиинструменталисты, можем играть на большом количестве разных инструментов, что и используем в группе.
- Недавно коллектив посетил международный Северо-Западный конвент ролевых игр и исторической реконструкции «ДраККон», который состоялся в Великом Новгороде. Каковы ваши впечатления?
- «ДраККон» - это уникальный в своем роде конвент, куда привлекаются известные российские и зарубежные поэты, писатели, литературные критики, мастера, реконструкторы, артисты. В этом году конвент приобрел мультиформатный характер, включив в себя коЯ был в Новгороде на международной Ганзе, и мне порой смешно смотреть комментарии в социальных сетях: «Ганза, ха-ха, ничего в Пскове не получится, зачем она». А это международное событие, ощутимый толчок в развитии туризма. На праздник приезжает масса людей, их надо разместить, накормить, развлечь. Есть где развернуться малому бизнесу. Кроме того, это огромный опыт для местных организаторов. А его, опыта, очень не хватает.
- У нас ведь проходит много профильных мероприятий: Хельга, Исаборг, Ледовое побоище, Железный град. Неужели их опыта недостаточно?
- Большая часть организаторов этих событий - не псковичи. Это реконструкторы из Твери, Тулы, других городов. Они подтягивают своих товарищей, делают своё дело, осваивают выделенный бюджет и. уезжают. А мы остаемся, и нам здесь жить. Хороший пример - «Всероссийская Масленица», её делали люди из Петербурга. Сначала всё было ярко и масштабно, но когда не стало денег, чтоб иногородним организаторам заплатить, во что «Масленица» превратилась? Она сдулась. Приведу ещё пример - «Ледовое побоище», я и сам немного реконструктор и бывал ещё на первых «побоищах» в 2008-2009 годах. Тогда они (Побоища) проходили в Псковском районе, в окрестностях горы Соколиха. Считаю, что это правильно, ибо тогда многие приезжали на мероприятие даже на автобусах, автопарк в эти дни скорректировал расписание маршрутов №1 и №18, они заезжали к Соколихе. В Самолву люди, конечно, едут, но многие и отказываются, из-за качества и протяженности грунтовой дороги, берегут машины. Естественно, ради проходящего раз в год мероприятия асфальт там укладывать не будут. А иногородние организаторы таких тонкостей зачастую не знают. Кроме того, реконструкторы - люди увлечённые, и им интересно, чтоб всё прошло именно в «тех» местах. А то, что зрителей будет мало. Бывает. Помимо людей, увлечённых историей, в «событийном туризме» должны быть и хорошие администраторы.
Кроме того, на каждом мероприятии должны быть свои «изюминки». Однообразные, из года в год битвы «дядек в кольчугах» посетителям быстро наскучат. И неважно, что эта битва произошла именно в «тех» кольчугах и на «том» месте.
- Но ведь само Ледовое побоище 1242 года было не на Соколихе.
- Честно говоря, историки до сих пор спорят, а было ли оно и у Самолвы. Есть как ряд исследователей, горячо поддерживающих это место, так и те, кто не менее горячо его опровергает. По-моему, историчность не пострадает, а вот количество зрителей и количество занесенных ими денег явно возрастёт.
- Сегодня к фолку наблюдается повышенный интерес - Пелагея, группа «Мельница». Да те же «Бурановские бабушки»! Кажется, народные мелодии звучат из «каждого утюга». Вы чувствуете это на своей группе? Есть ли у вас свой слушатель?
- Под фолком я подразумеваю аутентичную музыку, не бабушек в кокошниках, не Надежду Кадышеву или «казачьи» хоры. Это авторская стилизация. Наиболее близкое к исконному фольклору - это, например, наша землячка, покойная Ольга Сергеева. Хотя даже модная «псевдорусская» стилизация - это хорошо, из неё может вырасти интерес к национальной культуре. А свой слушатель у нас есть, пусть это небольшая аудитория на сегодня, но нашу музыку слушают и в России, и за границей.
Мы стараемся выступать не столько в клубах, сколько на различных тематических фестивалях, чаще выездных, где наша музыка уместна, где обстановка и атмосфера способствуют более полному погружению в суть песен. Тем более, что исполнение этнической музыки и фольклора предполагает, скорее, полевые условия, естественную акустику, нежели бетонные стены.
Возможно, это влияние близости к Прибалтике, но налицо сильная инертность публики. Все труднее раскачать народ на выползание из своей комфортной норы.
- Много сил уходит на то раскачивание? Не мешает ли это другим сферам жизни, ведь у вас есть и «обычная» работа, а «Вольный ветер» денег не приносит.
- Для меня музыка, как и многое другое в моей жизни - это лишь хобби. Моя работа мне не мешает заниматься тем, чем мне хочется. Но без музыки я точно не могу жить - именно поэтому я и занимаюсь ей посильно примерно с 1994 года.
- Завершающий вопрос столь же традиционен, как и первый — дальнейшие творческие планы группы.
- Неудивительно, что и ответ будет тоже традиционным - сочинять новые песни, записывать их, выступать. Думаю, это то, что в планах у каждого музыканта, независимо от стиля - и у рокеров-металлистов, и у нас. Так что до встречи на концертах, а пока с нашим творчеством можно ознакомиться в социальной сети, по адресу https: // vk.com/volvet (достаточно набрать название группы в строке поиска).
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фотографии из личного архива музыкантов группы «Вольный ветер».