Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 10:03

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №45 (9796), 16/11/2016

Резчик

Значительную часть его жизни можно назвать увлекательной беседой с деревом. Она пронизывает канву биографии Павла Порфирьевича Егупца с юных лет, и отзывается работой в художественных мастерских, преподаванием в художественной школе и неусыпным поиском вдохновения мастера-резчика, изучающего свой материал и ждущего от него подсказки.

Полки его мастерской, как в выставочном зале, уставлены множеством изделий из дерева: статуэтки, панно, иконы и изображения святых, декоративные элементы к мебели и сама мебель, в большинстве - липовые, золотисто-медовые, но есть и дуб, и ясень, и красное дерево. Много набросков и незавершенных работ, то и дело попадаются на глаза заготовки, которых еще не касался не то что инструмент резчика, но и карандаш. Это о них мастер говорит, что сначала надо услышать и понять, какой образ и идею содержит молчаливый собеседник. И о готовых работах: «Если людям хочется дотрагиваться, брать изделие в руки, значит, вещь удалась».

В его мастерской хочется трогать все.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ


Павел Егупец родился в Хабаровске во второй год войны. Мама была родом из Сталинграда, отправилась в свое время осваивать восточные земли по комсомольской путевке, да там и нашла свою судьбу. После войны семья предприняла попытку вернуться к родным в Сталинград, и даже жила там недолгое время. У Павла Порфирьевича остались яркие детские воспоминания о полностью разрушенном городе, и об играх в ватаге ребятишек у врезавшегося в землю вражеского самолета, фото которого вошло в историю и стало визитной карточкой послевоенного Сталинграда. Но жить было негде, пришлось вернуться и обосноваться в Комсомольске-на-Амуре.

Хорошо помнится и первый серьезный, детально проработанный рисунок, который первоклассник Паша Егупец подарил любимой учительнице. Это был во всю ширь тетрадного листка советский танк. Затем была детская художественная школа, ремесленное училище, в котором, не иначе, как Божьим промыслом, Павла перенаправили от «металлистов» к столярам, отработка по направлению и вновь - поступление. На этот раз - в художественное училище имени Калинина в Москву. И снова вмешивается промысел, и абитуриенту, хорошо сдавшему рисунок и провалившему живопись, предлагают поехать попытать счастье в подмосковное Хотьково, в Абрамцевское художественно-промышленное училище имени Васнецова.

Уже через короткий срок и далее - всю жизнь Павел Порфирьевич благодарит судьбу, что все случилось именно так, и он окунулся не в постижение академических знаний, а в совершенствование основ ремесла. Когда сокурсники волновались, что будут говорить о своих дипломных работах комиссии, он решил, что надо делать так, чтобы работа сама о себе все рассказала.

«Мне это удалось, - смеется он, указывая на монументальный триптих «Амур-батюшка» - члены комиссии, рассматривая детали, сами все рассказали друг другу. «Хитрая» работа, действительно, содержит детальный рассказ о богатствах и норове реки-кормильца, а также свидетельствует об уровне мастера по художественной обработке дерева: его уже трудно назвать начинающим.

Распределение в Псков Павел выбрал по подсказке друга. Съездил предварительно, полюбовался многочисленными и (диво!) действующими церквями, уютными улочками, шикарным, по сравнению с московским подвалом, залом тяжелой атлетики на Октябрьском проспекте. И тренер по душе оказался. И книга -почему-то именно о Пскове, подаренная ему еще в ремесленном училище, вдруг стала путеводителем. Он стал псковичом.

ЖЕНА

«ГорПромКомбинат» на ул. Леона Поземского специализировался на выпуске советской сувенирной и бытовой продукции, в основном - бытового назначения. Никаких особых традиций на предприятии еще не сложилось, но был областной художественный совет, на котором обсуждались образцы изделий, и была установка: делать много, быстро, дешево. То есть - вроде художественно, но с минимальной себестоимостью, и вроде - замысловато, но так, чтобы любой рабочий справился.

Спорить с таким подходом было трудно, хотя молодой художник все время пытался это делать, и выносил на совет свое вдохновение, воплощенное в замысловатых сувенирах, вполне способных стать визиткой края. Часть из образцов хранится в его мастерской и сегодня. Павел Порфирьевич дотягивается до верхней полки и достает сухарницу и солонку, одна - с выжженным орнаментом, вторая - с росписью, радуют глаз и просятся на полку. На обороте, на старом советском ценнике рядом с именем мастера имя художника - Наталья Егупец, жена.

Девчонка, едва после школы, с охапкой своих рисунков пришла устраиваться на предприятие живописцем. Главный художник, которым был тогда Павел Егупец, внимательно посмотрел на девушку, мрачно пролистал рисунки и сказал: «Не возьму. Иди доучивайся!», отправил восвояси.

Так случилось, что слышать эту историю знакомства мне довелось еще из уст Натальи, а теперь, спустя годы - от ее вдовца. Она говорила об обиде и шоке от такого приема, ведь учительница уверяла и сама была уверена - ее сразу примут. Ведь не успокоилась тогда, получив отказ, пошла к директору - настаивать, проситься, и получила место, и стала работать. А он рассказывает: «Увидел, и первая мысль в голове - «хорошая жена кому-то достанется». И пожалел по обретенной на худсоветах мудрости молодую художницу, пришедшую туда, где заканчивается творчество.

К поступлению в родное Абрамцевское он Наталью готовил год, немилосердно гоняя по основам рисунка и запирая в мастерской на выходные для написания работ. И учиться они поехали уже вместе, как муж и жена.

Их жизнь отразилась в красках и дереве, во множестве скульптур и озорных картин, в пэчворке и тряпичной кукле Наташи. Немецкие гвардейцы разных родов войск - стройные крашеные статуэтки, долгие годы отправлялись по заказу в город-побратим, и, помнится, когда изделия мужа Наталья встретила в Европе, поразилась немыслимой многократной наценке. Многие произведения стали созвучием общего творчества супругов, Павел создавал форму, Наташа - цвет. Работы сделали их знаменитыми далеко за пределами любимого Пскова и даже России. Сын Александр, начав жизнь с того же училища, что и родители, также пошел по творческой стезе, но в другом искусстве: стал телеоператором.

И вот уже два с половиной года, как Наташи не стало. Остались ее наполненные солнцем работы: в мастерской, дома, у общих друзей. И лица молчаливых резных ангелов с едва уловимыми знакомыми чертами.

ДЕРЕВО

При том, что Павел Егупец силен в разных видах изобразительного искусства и известен как скульптор, главный и любимый материал - дерево, потому как - живое, разное даже в одной породе. Главный подход, который исповедует резчик при обработке изделий: «Дерево и в изделии должно оставаться деревом». Липа не любит шлифовки, ее характер - в мягких, пластичных штрихах. Дуб скульптурен и может быть гладким, как камень. Красное дерево, часто использовавшееся в виде накладок для резки на старой мебели, также имеет твердый норов и любит изящную детализацию. «Любое дерево нужно понять и раскрыть, словно икону, чтобы не нарушить его внутренней гармонии», - рассказывает мастер о своих отношениях с материалом, обращая внимание на особенности обработки того или иного изделия.

Бревна-заготовки могут лежать у него годами в ожидании быть востребованными и услышанными. А бывает и щепочка случайная из стружки на полу в пару движений ножа становится чьим-то портретом. И скол на дереве становится задуманной складкой одеяния, и игра текстуры передает свет.

Сегодня Павел Егупец много работ посвящает церковной тематике. Рассказывает, как профессия привела его в храм, и, работая вдвоем с напарником над оформлением иконостаса церкви Константина и Елены, он поразился тогда, как быстро и ладно идет работа, огромный объем на сложном материале успевали сделать едва ли не вдвое быстрее, чем обычно. Подошел батюшка Владимир, объяснил феномен: «Во славу Божью всегда все ладится!», и, узнав, что Павел не крещен, предложил исправить ситуацию. В 50 лет Егупец стал православным, и его путь к храму, зрелый и серьезный, отразился в тематике работ: Георгий Победоносец для герба города Пскова, собор Архангелов, Троица, Покров Богородицы, Христос, отец Николай с Залита и Серафим Саровский в вариациях, всего не перечесть. Для храма - резные киоты для икон и канонические сюжеты. По отдельным заказам - домашние иконостасы, иногда - из дорогого дерева.

Оглядываясь назад, на все пробы резца, тематики работ и жизненные события, мастер лучисто улыбается: «Часто мы в молодости занимаемся ерундой, не тем, чем нужно, но понимание приходит позже. Сейчас я вижу, что Господь вел меня по жизни с пеленок. Слава Богу за все!»

Ася ЗАМАРАЕВА..
province@pskovline.ru.



Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков