
Полки его мастерской, как в выставочном зале, уставлены множеством изделий из дерева: статуэтки, панно, иконы и изображения святых, декоративные элементы к мебели и сама мебель, в большинстве - липовые, золотисто-медовые, но есть и дуб, и ясень, и красное дерево. Много набросков и незавершенных работ, то и дело попадаются на глаза заготовки, которых еще не касался не то что инструмент резчика, но и карандаш. Это о них мастер говорит, что сначала надо услышать и понять, какой образ и идею содержит молчаливый собеседник. И о готовых работах: «Если людям хочется дотрагиваться, брать изделие в руки, значит, вещь удалась».
В его мастерской хочется трогать все.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Павел Егупец родился в Хабаровске во второй год войны. Мама была родом из Сталинграда, отправилась в свое время осваивать восточные земли по комсомольской путевке, да там и нашла свою судьбу. После войны семья предприняла попытку вернуться к родным в Сталинград, и даже жила там недолгое время. У Павла Порфирьевича остались яркие детские воспоминания о полностью разрушенном городе, и об играх в ватаге ребятишек у врезавшегося в землю вражеского самолета, фото которого вошло в историю и стало визитной карточкой послевоенного Сталинграда. Но жить было негде, пришлось вернуться и обосноваться в Комсомольске-на-Амуре.
Хорошо помнится и первый серьезный, детально проработанный рисунок, который первоклассник Паша Егупец подарил любимой учительнице. Это был во всю ширь тетрадного листка советский танк. Затем была детская художественная школа, ремесленное училище, в котором, не иначе, как Божьим промыслом, Павла перенаправили от «металлистов» к столярам, отработка по направлению и вновь - поступление. На этот раз - в художественное училище имени Калинина в Москву. И снова вмешивается промысел, и абитуриенту, хорошо сдавшему рисунок и провалившему живопись, предлагают поехать попытать счастье в подмосковное Хотьково, в Абрамцевское художественно-промышленное училище имени Васнецова.
Уже через короткий срок и далее - всю жизнь Павел Порфирьевич благодарит судьбу, что все случилось именно так, и он окунулся не в постижение академических знаний, а в совершенствование основ ремесла. Когда сокурсники волновались, что будут говорить о своих дипломных работах комиссии, он решил, что надо делать так, чтобы работа сама о себе все рассказала.
«Мне это удалось, - смеется он, указывая на монументальный триптих «Амур-батюшка» - члены комиссии, рассматривая детали, сами все рассказали друг другу. «Хитрая» работа, действительно, содержит детальный рассказ о богатствах и норове реки-кормильца, а также свидетельствует об уровне мастера по художественной обработке дерева: его уже трудно назвать начинающим.
Распределение в Псков Павел выбрал по подсказке друга. Съездил предварительно, полюбовался многочисленными и (диво!) действующими церквями, уютными улочками, шикарным, по сравнению с московским подвалом, залом тяжелой атлетики на Октябрьском проспекте. И тренер по душе оказался. И книга -почему-то именно о Пскове, подаренная ему еще в ремесленном училище, вдруг стала путеводителем. Он стал псковичом.
ЖЕНА
«ГорПромКомбинат» на ул. Леона Поземского специализировался на выпуске советской сувенирной и бытовой продукции, в основном - бытового назначения. Никаких особых традиций на предприятии еще не сложилось, но был областной художественный совет, на котором обсуждались образцы изделий, и была установка: делать много, быстро, дешево. То есть - вроде художественно, но с минимальной себестоимостью, и вроде - замысловато, но так, чтобы любой рабочий справился.
Спорить с таким подходом было трудно, хотя молодой художник все время пытался это делать, и выносил на совет свое вдохновение, воплощенное в замысловатых сувенирах, вполне способных стать визиткой края. Часть из образцов хранится в его мастерской и сегодня. Павел Порфирьевич дотягивается до верхней полки и достает сухарницу и солонку, одна - с выжженным орнаментом, вторая - с росписью, радуют глаз и просятся на полку. На обороте, на старом советском ценнике рядом с именем мастера имя художника - Наталья Егупец, жена.
Девчонка, едва после школы, с охапкой своих рисунков пришла устраиваться на предприятие живописцем. Главный художник, которым был тогда Павел Егупец, внимательно посмотрел на девушку, мрачно пролистал рисунки и сказал: «Не возьму. Иди доучивайся!», отправил восвояси.
Так случилось, что слышать эту историю знакомства мне довелось еще из уст Натальи, а теперь, спустя годы - от ее вдовца. Она говорила об обиде и шоке от такого приема, ведь учительница уверяла и сама была уверена - ее сразу примут. Ведь не успокоилась тогда, получив отказ, пошла к директору - настаивать, проситься, и получила место, и стала работать. А он рассказывает: «Увидел, и первая мысль в голове - «хорошая жена кому-то достанется». И пожалел по обретенной на худсоветах мудрости молодую художницу, пришедшую туда, где заканчивается творчество.
К поступлению в родное Абрамцевское он Наталью готовил год, немилосердно гоняя по основам рисунка и запирая в мастерской на выходные для написания работ. И учиться они поехали уже вместе, как муж и жена.
Их жизнь отразилась в красках и дереве, во множестве скульптур и озорных картин, в пэчворке и тряпичной кукле Наташи. Немецкие гвардейцы разных родов войск - стройные крашеные статуэтки, долгие годы отправлялись по заказу в город-побратим, и, помнится, когда изделия мужа Наталья встретила в Европе, поразилась немыслимой многократной наценке. Многие произведения стали созвучием общего творчества супругов, Павел создавал форму, Наташа - цвет. Работы сделали их знаменитыми далеко за пределами любимого Пскова и даже России. Сын Александр, начав жизнь с того же училища, что и родители, также пошел по творческой стезе, но в другом искусстве: стал телеоператором.
И вот уже два с половиной года, как Наташи не стало. Остались ее наполненные солнцем работы: в мастерской, дома, у общих друзей. И лица молчаливых резных ангелов с едва уловимыми знакомыми чертами.
ДЕРЕВО
При том, что Павел Егупец силен в разных видах изобразительного искусства и известен как скульптор, главный и любимый материал - дерево, потому как - живое, разное даже в одной породе. Главный подход, который исповедует резчик при обработке изделий: «Дерево и в изделии должно оставаться деревом». Липа не любит шлифовки, ее характер - в мягких, пластичных штрихах. Дуб скульптурен и может быть гладким, как камень. Красное дерево, часто использовавшееся в виде накладок для резки на старой мебели, также имеет твердый норов и любит изящную детализацию. «Любое дерево нужно понять и раскрыть, словно икону, чтобы не нарушить его внутренней гармонии», - рассказывает мастер о своих отношениях с материалом, обращая внимание на особенности обработки того или иного изделия.
Бревна-заготовки могут лежать у него годами в ожидании быть востребованными и услышанными. А бывает и щепочка случайная из стружки на полу в пару движений ножа становится чьим-то портретом. И скол на дереве становится задуманной складкой одеяния, и игра текстуры передает свет.
Сегодня Павел Егупец много работ посвящает церковной тематике. Рассказывает, как профессия привела его в храм, и, работая вдвоем с напарником над оформлением иконостаса церкви Константина и Елены, он поразился тогда, как быстро и ладно идет работа, огромный объем на сложном материале успевали сделать едва ли не вдвое быстрее, чем обычно. Подошел батюшка Владимир, объяснил феномен: «Во славу Божью всегда все ладится!», и, узнав, что Павел не крещен, предложил исправить ситуацию. В 50 лет Егупец стал православным, и его путь к храму, зрелый и серьезный, отразился в тематике работ: Георгий Победоносец для герба города Пскова, собор Архангелов, Троица, Покров Богородицы, Христос, отец Николай с Залита и Серафим Саровский в вариациях, всего не перечесть. Для храма - резные киоты для икон и канонические сюжеты. По отдельным заказам - домашние иконостасы, иногда - из дорогого дерева.
Оглядываясь назад, на все пробы резца, тематики работ и жизненные события, мастер лучисто улыбается: «Часто мы в молодости занимаемся ерундой, не тем, чем нужно, но понимание приходит позже. Сейчас я вижу, что Господь вел меня по жизни с пеленок. Слава Богу за все!»
Ася ЗАМАРАЕВА..
province@pskovline.ru.