СЛЕД ВОИНЫ
Попав ребенком в плен, Леша запомнил жестокость захватчиков и муки родителей. До сих пор перед глазами картинка, как фашистский сапог давит найденное им в подвале яйцо, а потом отшвыривает и его самого - словно мячик, только очень больно, хоть и вполне привычно. Из десяти детей войну пережили лишь пятеро, младшего Женюшку, двойняшку сестры, раздавило толпой, когда пленных грузили в товарные вагоны для отправки на оккупированные территории. Семья и родственники оказались кто в концлагерях, кто в услужении в немецких семьях - на территориях Польши, Латвии, Эстонии. После войны стали возвращаться в родную деревню Тянутово, считать оставшихся и строить новую жизнь.
Первое жилье - воронка от снаряда у реки. Прикрыли ее сверху, как смогли, и стали жить. Собирали на полях мороженый картофель или другой оставшийся корнеплод - лакомство первого послевоенного года. Рацион дополняли сныть, лебеда, кора, мягкие стволы ивовых. Но жизнь налаживалась, работа в колхозе находилась всем, в семье появилась корова-кормилица, а молоко и хлеб - уже сытость. Замерзла речка - стали возить на салазках бревна, построили дом. Отец вставал в 4 утра, а ложился, хорошо, если в полночь, причем праздных минут никто не знал. Восьми лет от роду Алешка не просто сел на лошадь - работал со взрослыми, перетаскивал копны сена на волокуше. Фотография с одноглазым Мальчиком (один глаз коню выбило снарядом) - на почетном месте. И сегодня Алексей помнит, как Мальчик резко, молнией метнулся в сторону, когда в кустах приметил снаряд, и седока сбросил. Оглядываясь назад, понимаешь, что такая осторожность лошади, наверное, не раз спасала жизнь ребенку.
Сражения близ Стремутки и Черской были долгими и кровопролитными. Закрытые в мешок окружения советские части отчаянно сопротивлялись, но силы были неравными, многие полегли. Вернувшимся на родину жителям достались поля, залитые кровью, усеянные обломками танков, пушек, прочей техники, вооружения и снарядов, незахороненными останками солдат. Останки собрали в общее кладбище (не так давно его искали и перезахоранивали поисковики), а осколки и крупную технику через некоторое время стали убирать с полей краном с горбатой стрелой и металлорезом. До того взрывались на полях часто - и люди, и животные. Друг Алексея, мальчишка из соседнего дома, с которым они играли на крупнокалиберной пушке в огороде, наступил на мину и подорвался насмерть ...
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ПЯТИЛЕТКИ
После войны работали от зари до зари, и дети после школы - почти наравне со взрослыми. Да и какая школа во время пахоты или посевной? Брат Володя стал трактористом - работал на тракторе ХТЗ-7. Ясное дело, никаких гидроусилителей, для управления своя сила нужна. Но и Алексей в свои 8-9 лет научился на этом тракторе работать, хоть и с сидения до педалей не доставал, сидел внизу, поближе к сцеплению. Однажды Алексей сел за руль - план выполнять. Подцепил плуги, выставил переднее колесо в ров и пахал. А мимо как раз друг отца шел: из соседней деревни возвращался, уже немного выпивши - был повод. Увидел, что трактор сам поле пашет, застыл как вкопанный, испугался, и долго потом в себя приходил, а в деревне над этим случаем долго смеялись.
В школу Алексей ходил в Зарезницу в компании сверстников: по полям и болотам, отпугивая факелами из льняных пуков расплодившихся за войну волков. Четыре класса начальной школы, потом еще три - в Стремуткинской школе, затем - строительное училище № 3 в Пскове и школа рабочей молодежи по вечерам, чтобы закончить десятилетку и поступить в Ленинградский инженерностроительный институт. Но вместо института случился филиал Боровичского автодорожного техникума. Но основное время после училища, где Алексей получил специальность каменщика, было рабочим, и проходило на стройках в Пскове. Два завода - «Стройдеталь» на Советской и домостроительный комбинат на улице Советской Армии - довелось строить Алексею. «Стройдеталь» вообще - самый родной, его выкладывал по кирпичику - от основания до крыши, и фермы перекрытий под крышу успел покрасить еще до призыва в армию. Никакой механизации не было: и кирпич, и цементный раствор носили женщины в ведрах и на носилках, каменщики возводили стены. Первый домостроительный завод после войны был в Луге, обслуживал потребности и Ленинградской, и соседних областей. И вот в Пскове начали выпускать свои железобетонные панели - прорыв технологии, новый виток строительства!
КИЕВ, СЕВАСТОПОЛЬ И АМЕРИКАНЦЫ
Призывной пункт в Подвишенье, распределение в военном комиссариате, и уже утром колонна новобранцев отправилась пешком на вокзал. Поездом до прибалтийского Пионерска, там - расформировочный пункт. Алексею Симонову, по его словам, повезло: попал в киевскую школу особого назначения флота - ОСНАЗ вМф, круче не придумаешь. Все строительные специальности, полученные в училище, пригодились и здесь, а за ударную работу получил 10 суток отпуска. Ах, с каким форсом морячок ехал домой! И главное, чтобы увидела Сашенька Иванова, что работала продавщицей в магазине возле училища. Письма от нее стали самым ценным и долгожданным приветом моряку на четыре года его службы.
Можно было остаться в учебке в Киеве, но сухопутные моряки - не настоящие, Алексею очень хотелось на флот. Попал на Черноморский, в Севастополь. Корабли ОСНАЗ внешне выглядели вполне по-граждански - как китобойные или сухогрузы, с одним лишь отличием: никогда не заходили в иностранные порты. В походы же ходили постоянно, часто - на 3-4 месяца, и Алексею повезло много раз проходить Черное и Средиземное моря, бороздить вдоль и поперек Атлантику. Ему удалось заснять и американскую подводную лодку, и их же самолет-разведчик. Конечно, и американцы догадывались, что за корабль барражирует в нейтральных водах, но - бывшие союзники, вражды не было. А к своему Дню благодарения и к нашему Новому году союзники на борт корабля ОСНАЗ сбрасывали с самолета подарки. Запомнился шоколад, было что-то еще.
Моряки изучали особенности многопалубных авианосцев, которых у нас тогда еще не было... А еще смотрели с помощью своей техники испанскую корриду: на мониторе - телеизображение, радиоперехватом на телевизионной волне - звук. Считали, сколько быков за вечер тореадоры сгубили. Сами же получали мясо и прочий провиант, и заправлялись зачастую прямо в море, даже в четырехбалльный шторм. Запомнилось, как однажды свиная туша, отправленная по тросу с базы на корабль, сорвалась с крюка и упала в море. А помощник Смыслов говорит командиру: «Жалко терять, давайте сплаваю». Выставили охрану с автоматами, акул в Атлантике полно. И у моряка все получилось. В морозильник корабля тушу, побывавшую в соленой воде, уже не приняли, зато у всего экипажа случилось пиршество.
Однажды на ночном дежурстве Алексею удалось запеленговать выходившую из бухты подводную лодку и затем полностью отследить ее маршрут. Это был серьезный успех. А в другой раз, в серьезный шторм, когда корабль бросало по волнам, и все спускались вниз, пришлось менять моторчик генератора на внешней радиоустановке. Было трудно и очень опасно. Зато и наградили - 10 суток отпуска по прибытию в порт, можно смотаться домой.
А вот в увольнение матросов одних не отпускали - только с командиром отделения, одним из них был Алексей Симонов. Теперь оказалось, что под его началом в отделении служил брат нынешнего президента Армении - Сержа Саргсяна. Что и говорить, команда на корабле была более чем интернациональная. Сослуживцы -молдаване, белорусы, ребята из кавказских республик и Средней Азии, по фамилиям на коллективной фотографии экипажа можно сложить географию страны. Но это стало заметно лишь сейчас, когда страны не стало.
ГРАЖДАНКА И ПОЛИТИКА
Засушенная 50-сантиметровая акула, пойманная на крючок собственноручно, хранилась у Алексея Федоровича как флотский сувенир долго, пока не рассыпалась. Уже не сохранилась и флотская форма, но бескозырку моряк бережет так тщательно, насколько это только возможно. В этом году его бескозырке - 55 лет.
Саша Иванова, чьи письма согревали в дальних походах, моряка в итоге не дождалась - испугалась, наверное, что старше, и вышла замуж. Но друзьями они остались до конца жизни, умерла Александра Ивановна в 2011 году. Жена Алексея Федоровича Нина Николаевна ушла в 2007-м. Но и сейчас он с удовольствием вспоминает, как они познакомились в очереди в поликлинику, и благодарит ее за жизненный подвиг и внимание к детям: двух дочерей вырастила фактически одна, Алексей Федорович бывал дома только по выходным, а так больше все по командировкам. Как в 1966-м пришел со службы, пошел работать в управление механизации № 273 - слесарем, механиком, начальником участка землеройных машин.
Он помнит строительство и расцвет всех животноводческих комплексов Псковской области, везде работали его техника и рабочие треста, а еще приходилось ремонтировать технику, обучать и даже воспитывать механизаторов - такова доля руководителя. И главное - темп, нормы, эффективность. Всего за одну ночь застрявший в гдовском болоте экскаватор разобрали, загрузили по частям, отвезли на ремонт в Парголово - в аккурат к началу рабочей смены. Забрали уже отремонтированный и привезли на место, работа не прервалась ни на день. Свидетельство трудового подвига Алексея Федоровича - медаль «За доблестный труд», полный комплект ветеранских медалей, плотная папка грамот и благодарностей, вырезки из газет. Жалеет только, что вслед за поднятием страны из руин и тяжелого и упорного созидательного труда довелось ему увидеть и 90-е, разрушившие страну, ее хозяйство и устои, весь смысл жизненных устремлений поколения детей войны.
Дочери выросли, получили отличное образование. Старшая, Ирина, окончила Ленинградский медицинский институт, там познакомилась с однокурсником из Сирии и вышла за него замуж. Он - хирург, она - терапевт, у них пятеро детей, и сегодня они - беженцы, пережидают войну то ли в Саудовской Аравии, то ли в Иране. Раз в месяц сообщают, что живы и здоровы, раз в несколько лет приезжают. Младшая, Елена, кандидат юридических наук и автор книг по юриспруденции, после смерти матери ушла с преподавательской работы, живет в Пскове и наведывается к отцу почаще.
Сам Алексей Федорович остался в деревне Глоты Псковского района в маленьком старом доме. Ребенок войны и - целой эпохи, привыкший рассчитывать только на себя и смело смотреть в будущее.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.