
На улицах появляются... дети. Не целеустремленные школьники, а множество подвижных каникулярных детей, резвящихся и праздных, с мячиками и на велосипедах, роликах, скейтах... Интенсивность движения повышается. Дорожные риски - соответственно.
О мерах профилактики ДТП в летний период и новостях в применении соответствующего законодательства мы беседуем с начальником отделения ГИБДД УВД по Псковскому району Ренатом ГАНИЕВЫМ.
- Псковский район в значительной мере образует коттеджно-дачное кольцо вокруг Пскова, и именно на его дороги ложится транспортная нагрузка дачноотпускного сезона. Какие направления становятся «головной болью» сотрудников ДПС?
Каждый сезон имеет свои точки сосредоточения усилий ГИБДД: лето требует дополнительных нарядов ДПС по направлениям. Но на отпусках сотрудников это не сказывается: трудовое законодательство никто не отменял.
- Уже заметно увеличились потоки транспортных средств, следующих к местам отдыха, дачным участкам, садоводческим товариществам. Наша задача: усилить контроль, профилактическую работу по предупреждению нарушений ПДД, выставить дополнительные наряды ДПС по основным направлениям. Это дороги по Псковскому району, в сторону Кривска, трасса Псков-Рига - изборское, печорское направления, гдовское направление, излюбленное отдыхающими, и автодорога Санкт-Петербург-Невель, по ней много дачников ездит в Черняковицы, например, приезжают жители Ленобласти.
Интенсивность движения повышается: больше машин, выше скорость. Еще одна летняя примета - чаще встречаются водители в состоянии алкогольного опьянения. Но это уже чаще не на трассах, а на местных автодорогах: до магазина за добавкой, или в пределах села к дружку доехать. А концентрация внимания и скорость реакции уже снижены, вот тебе и ДТП. И часто с пострадавшими. От таких поступков водителей хотелось бы уберечь: алкоголь абсолютно несовместим с вождением.
- Если говорить о статистике ДТП, каковы основные факторы риска?
- На сегодняшний день в ДТП на территории Псковского района с начала года погибли 10 человек. Это высокая цифра, больше чем за аналогичный период прошлого года: было семь. В половине случаев причина - пьянство за рулем.
Второй фактор риска: русский «авось». Постоянно знакомлюсь с оправданиями виновников ДТП, и все больше убеждаюсь: если водители не позволяли бы себе ни в каких ситуациях отступать от правил дорожного движения, мы забыли бы об авариях. А так каждый думает, мол, дорога свободна и можно проскочить, обогнать, проехать по встречной, превысить скорость. С увеличением скорости возрастает и тяжесть последствий при ДТП. И незначительные, на взгляд водителя, нарушения правил могут привести к катастрофическим последствиям. Все бывает внезапно и в первый раз. И сиюминутная беспечность порой обходится очень дорого.
- Расширяется ли парк электронных средств фиксации правонарушений?
- Такая работа проводится, в первую очередь по фиксации нарушений скоростного режима. На территории района установлены комплексы автоматической фиксации, работает мобильный комплекс, есть переносные. Кроме того размещаются средства фиксации в местах с наиболее сложной дорожной обстановкой, при проведении анализа происшествий и выявлении участков особой аварийности. По частоте фиксации ДТП и их причинам-выявляются опасные участки.
- И какие дороги в этом перечне?
Большая нагрузка на федеральных трассах в выходные: псковичи и петербуржцы едут на дачи, нервничают, стремятся объехать пробки, обогнать через сплошную, в зоне запрещающих знаков. Выживают внимательные и терпеливые.
- В настоящее время самыми сложными участками остаются: на дороге Санкт-Петербург -Невель участок между Черехой и Стремуткой, сама Стремутка, Соловьи, дорога Псков-Изборск. Кроме того, особого внимания водителей требуют и ремонтируемые дороги: появляются новые знаки, затрудняется движение. Фактор неудовлетворительного состояния дорог в аварийности незначителен, но такие дороги, с опасными участками, требующими особой концентрации внимания водителей, все же есть. Здесь я бы выделил дорогу Неелово-Кривск с ее неровностями и перепадами, дорогу Моглино-Ветошка, где много опасных поворотов с ограниченной видимостью, а также дорогу Псков-Палкино.
- Лето - это не только дачи, но и время детского отдыха. Здесь, наверное, важна профилактика ДТП?
- С 22 мая по 16 июня у нас проходит традиционная летняя операция «Внимание, дети!» По вопросам безопасности дорожного движения проводятся профилактические беседы, викторины, конкурсы с детьми в школах, библиотеках, детских лагерях. К работе подключаются участковые, управление образования. Надеемся, что и родители.
Родителям хочется также напомнить о правилах перевозки детей. Все однозначно: должны быть кресла или иные специальные удерживающие устройства. У нас был случай, когда в аварии погибла девочка, которая спала, не будучи пристегнутой, на заднем сидении автомобиля. Она просто вылетела через окно при столкновении, а ремни предупредили бы трагедию. Пристегиваться - обязательно. Всем рекомендую ознакомиться с вышедшими недавно разъяснениями Верховного суда по поводу «иных средств, позволяющих закрепить ребенка». Теперь разночтения исключены: речь идет исключительно о специальных удерживающих устройствах. Если ребенок по росту, весу и комплекции обгоняет годы, для него предусмотрена, например, хорошо зафиксированная кожаная подушка плюс ремень безопасности. Во главе угла - безопасность ребенка.
Организация перевозки групп детей автобусами после Ханты-Мансийской трагедии - на особом контроле. Наши школы активно осуществляют перевозки детей, правила освоили: присылают уведомления за два дня до перевозки с полной информацией о маршруте, транспортном средстве и так далее. Мы контролируем водителя, проверяем транспортное средство, маршрут, организуем контроль. В случае следования от трех и более автобусов организуется сопровождение.
- Новостей, относящихся к ПДД, много, и какие-то, наверное, могли остаться незамеченными...
- В марте вступило в силу Постановление правительства, внесшее множественные изменения в ПДД. Важный момент: в перечень ограничений и неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, внесен пункт о необходимых опознавательных знаках, которые должны быть на машине. «Шипы», «учебное транспортное средство», «инвалид» и так далее. Это - важно.
Из тех новшеств, которые касаются и детей: перевозить людей на мотоцикле или мопеде могут только водители с правами и со стажем не менее 2 лет. То есть пассажиров могут брать только опытные водители! И юным обладателям двухколесной техники нельзя катать подружек и друзей, пока не обретут положенный водительский опыт. Аналогичный же стаж установлен и для водителей, осуществляющих буксировку другого транспортного средства.
На самом деле нововведений много, в двух словах не перечислишь. Хотелось бы, чтобы водители более смело и уверенно осваивали ситуацию с европротоколом по ОСАГО, чтобы сами активнее боролись с нарушениями ПДД. Мы всегда стараемся помочь разобраться в ситуации первым, а во втором случае, если нам присылают видеоматериалы и жалобы, проводим расследование. Заявление о нарушении ПДД можно подать и в электронном виде на сайте ГИБДД, без внимания не останется.
Правила надо соблюдать, а с нарушителями - бороться! Наш опыт - несколько сотен аварий в год, десятки непонятным чудом уцелевших при этом людей и невинно пострадавшие. Это указывает на необходимость комплексного подхода в профилактике ДТП. На мой взгляд, в числе приоритетов сегодня - ужесточение ответственности за грубые нарушения ПДД. Думаю, многие коллеги со мной согласятся.
ЕВРОПРОТОКОЛ
Новый упрощенный порядок оформления возмещения по ОСАГО применяется в случае, если произошло ДТП с участием двух транспортных средств, застрахованных соответствующим образом, водители не имеют разногласий в трактовке аварии, один из них признает свою вину, и предполагаемая сумма к возмещению - до 50 тысяч рублей. Такое происшествие возможно оформить без вызова сотрудников ДПС: подробная инструкция по оформлению «европротокола» и прорисовке схемы аварии есть на бланке страховой компании. В случае сомнений можно получить квалифицированные подсказки по телефону дежурного ГИБДД. Страховые компании в выплатах не отказывают.
ВИДЕО О НАРУШЕНИИ
Наказать водителя, создавшего на дороге аварийную ситуацию, могут не только инспекторы ГИБДД, но и свидетели происшествия, зафиксировавшие нарушение ПДД на фото или видео. Заявление о нарушении можно прислать в ГИБДД в электронном виде, после чего сотрудники инспекции займутся расследованием происшествия. Требования к видеоматериалам:хорошо различимый номер автомобиля и явный факт нарушения.Таким образом была доказана вина водителя, «проскочившего» перед поездом на запрещающий сигнал светофора. Нарушения ПДД на железнодорожных переездах - из самых серьезных, и ведут, как правило, к самым тяжелым последствиям.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru