
- Александр Владимирович, в последнее время на некоторых маршрутах псковичи замечают большое количество ПАЗиков. С чем это связано? Ведь автобусы морально устарели, да и топливной экономичностью, наверняка, не радуют?
- Мы не единственная фирма-перевозчик в городе, есть и несколько частных компаний. Большинство увиденных горожанами ПАЗиков принадлежит им. В нашем парке эти автобусы тоже есть. Но я считаю, что их место в сельской местности, в пригороде, там, где нет хороших дорог. Собственно говоря, для этих условий ПАЗики и проектировались. В областном центре они сразу упрощают вид города, придают провинциальный оттенок пейзажу, принижают статус областного центра. Думаю, их время уходит.
- Значит новых ПАЗиков больше не будете приобретать?
- Будем, но лишь для сельских маршрутов, где нет асфальта. Для городских маршрутов мы настроены на сотрудничество с «группой ГАЗ», намерены покупать автобусы у них, современные низкопольные машины. Особо отмечу, что, по возможности, это будут только низкопольные автобусы. Они удобны не только для маломобильных групп населения, но и для обычных людей. Если всё пойдёт хорошо, то в течение трёх лет мы сможем поменять наш пёстрый автопарк на машины одной марки - ЛиАЗы. Согласитесь, так их гораздо проще обслуживать и закупать запчасти. Сейчас у нас и Мерседесы, и Вольво, и МАЗы - и к каждому свой подход, свои механики. Унификация автопарка снимет много проблем. Кроме того, производитель ЛиАЗов обучит и сертифицирует наших ремонтников. В бюджете есть средства для первого платежа в лизинг. Приобретать собираемся одиночные машины, не сцепки.
- Отправятся ли новые автобусы по новым маршрутам? Например, с заездом на улицы Никольскую и Владимирскую? Изменится ли расписание?
- Сетка расписания пока не менялась, возможно, она будет скорректирована. Это коснётся всех маршрутов. Сейчас собираем данные и анализируем их при помощи специальной компьютерной программы. Там можно будет смоделировать любую ситуацию, виртуально «убрать» или «добавить» автобусы и посмотреть, как это отразится на пассажиропотоке. Исследования проводятся постоянно не только нами, но и городской властью как основным заказчиком перевозок пассажиров. Выясняем, где и какие маршруты наиболее востребованы. На Никольскую и Владимирскую, пока там идёт строительство новых домов и не сформирована окончательно дорожная сеть, пускать автобусы преждевременно. В некоторых местах они просто не смогут проехать. Так что перспективы зависят не только от нас, маршруты открывает город. Если такой заказ поступит, то мы обследуем все дороги и внесём свои предложения.
- Вместе с новыми автобусами и расписаниями придёт и новая система оплаты? Валидаторы то появляются, то исчезают. Ходят слухи, что и проездные месячные отменят...
- Месячные проездные сохранятся, об этом можно говорить совершенно официально. Даже если это будут и электронные карты, то всё равно месячные проездные останутся. При оплате картами через валидаторы - а валидаторы вернутся - мы рассчитываем предложить пассажирам несколько вариантов оплаты. Например, месячный проездной, своеобразную абонентскую плату, «постоплатную» систему, похожую на плату за мобильный телефон или электронный кошелёк. В этом случае на карту вносится определённая сумма денег, расходуется и опять пополняется. Это выгодно тем, кто пользуется городским транспортом редко, и кому нет смысла покупать «проездной». Не забудем мы и гостей города: планируем ввести билеты на один-два дня с фиксированным или, наоборот, неограниченным числом поездок. Будут и разовые билеты. Это всё не наши изобретения, подобные схемы уже отработаны в мегаполисах. Там же отработаны и варианты привлечения пассажиров именно к электронным картам, когда разовая поездка стоит, например, 50 рублей, а по карте - 35. Оптом дешевле. Считаю, что и нам надо подобную разницу в цене сделать. Не рубль-два, а больше. Добавлю, что разовые билеты во многих городах действуют не на одну поездку, а на какой-то период времени, скажем, на 90 минут с момента активации билета. Вы сможете проехать на двух автобусах с пересадкой по одному билету.
- Звучит почти фантастически. Когда же мы начнем жить по-новому?
- В крупных городах все перечисленные варианты уже прижились. Появятся и у нас. В этом году.
- И где же можно будет купить эти чудо-карты?
- Систему продажи карт сделаем масштабной: на остановках в киосках, в сетевых магазинах, в наших собственных точках продаж. Пополнить их можно будет через сбербанк он-лайн, через терминалы оплаты для сотовых телефонов. Появится возможность купить билеты в шаговой доступности от автобусных остановок, мест проживания. Валидаторы будут скорее всего стационарными, как компостеры в советское время: приложил карту, оплатил. Но самое интересное, на что я хочу обратить внимание - в Санкт-Петербурге и Москве есть свои карты «Подорожник» и «Тройка», по ним можно ездить сразу на всех видах транспорта: на метро, трамвае, автобусе. Причём, московские и питерские карты принимают в обоих мегаполисах. А поскольку эти две столицы являются и для наших земляков центрами транспортного притяжения, то и Псков может присоединиться к «Тройке» и «Подорожнику». Кроме того, почему бы нашей картой не оплатить и поезд Санкт-Петербург-Псков? Будем работать над этим.
- Перспективы заманчивые, но «за чей счёт банкет»?
- Однозначно скажу, что не за счёт пассажиров. Есть инвесторы, готовые подставить своё финансовое плечо. Кроме того, мы изыщем и свои средства. От внедрения карт цена проезда не возрастёт. Подорожание может случиться из-за роста цен на ГСМ, увеличения цен на расходные материалы и запчасти, но точно не от введения карт.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото автора.
мечтать не вредно