
Поднимались по лесам на самый верх - к Пантократору, дивились совершенно особенным, мудрым триадологичным цветам выразительных парусов, искали знаменитые, нигде более не повторяющиеся сюжеты, дорисовывали в воображении их утраченные фрагменты. Сегодня напрягать воображение приходится больше. Фрески уходят.
Возможно, это только кажется, но вернее всего - нет. Краски, что называется, висят в воздухе, отшелушиваются и оседают пылью, паутинки свежих трещин разрушают канву рисунка. Местами верхний, третий слой штукатурки опасно отходит от стен - дышит. Приостановить процесс могут инъекции специального клеевого состава - именно эти срочные аварийно-спасательные работы, многотрудные и дорогостоящие, получили, наконец, свою минимальную толику финансирования и в этом году должны быть выполнены. В каком объеме - покажет опыт. Вторую часть федерального трансферта необходимо будет направить на аварийные же архитектурные работы, которых требуют, к примеру, глубинные расходящиеся трещины на стенах в притворе. И тоже денег хватит только на самые первоочередные работы. Главное, чтобы сроки не затягивались.
При строительстве мелетов-ского храма в силу неких загадочных обстоятельств художники приехали расписывать стены не сразу после постройки, но на три года позже, о чем свидетельствуют летописи и насечки на штукатурке с разметкой рисунков на стенах храма. Многослойность, отстроенная разными годами формирования слоев, тоже не способствовала крепости мелетовских фресок.
Об их ценности, уникальности и необходимости охранных мер и реставрационно-восстановительных работ впервые еще в XIX веке заговорил знаменитый псковский историк-археолог, коллекционер и ценитель древностей, один из образованнейших людей своего времени Николай Богушевский, в последние годы жизни ставший священником Успенского храма в Мелетово. За могилой Николая Богушевского и его матушки ежегодно приезжают ухаживать мелетовские волонтеры - студенты и преподаватели Псковского государственного университета, Псковского филиала Российской международной академии туризма, экскурсоводы и любители истории.
ДЕСАНТ-2017
В мае трудовым десантом на погост Мелетово приезжали студенты и преподаватели под руководством начальника отдела ПсковГУ по работе со студенческими организациями Юрия Акимова и хранителя Псковского музея-заповедника Ирины Мельниковой. К ним присоединились питерские музыканты-исполнители авторской песни. Среди волонтеров-студентов особой старательностью, любознательностью и небеглым русским выделялись трое африканцев: Россман Дуран Жан Майкл из Коста-Рики, Чиенда Нана Седрик Тъерри из Камеруна и Мария Нъевес Нча-ма из Экваториальной Гвинеи.
Главной задачей трудового десанта была уборка к Троице мелетовского храма Успения Богородицы (от пыли, строго под присмотром и при участии хранителя) и погоста. После трудов барды порадовали всех душевным концертом. Волонтерам удалось побывать и в деревне Виделебье Псковского района, на родине трех православных святых XV-XVI вв: преподобных Евфросина Спасо-Елеазаровского, его брата Трифона Городецкого и преподобного Никандра Псковского пустыножителя. Потрясенный Чиенда Нана Седрик Тъерри, студент из Камеруна, резюмировал чувства многих: «Я видел настоящую русскую историю».
ИКОНОПИСЦЫ ИЗ МДА
В этом году многие паломнические службы включили Мелетово в свои маршруты к святыням Псковской земли: в Виделебье, Никандрову пустынь, тур по фрескам Ми-рожского, Снетогорского монастырей и Мелетовского храма. С учетом состояния живописи - ее надо успеть увидеть. Мы в этот раз присоединились к экскурсии студентов иконописной школы Московской духовной академии. Они приезжают в Мелетово каждый год, хотя отлично знакомы с фресками храма по учебным альбомам - увы, уже более ярким и полным, чем оригиналы сегодня.
В альбомах, к примеру, еще есть «птица неясыть, оживляющая плотью птенцов своих». Глубокий евхаристический сюжет, но с привязкой к местным природным образам - крайне редкий случай. Однако сегодня в хорошо прорисованном круглом медальоне неясыти уже нет, слетела с белого фона пылью. Мистическое воображение подсказывает: просто слетела, перелетела в соседний храм вслед за паствой. Ведь в начале прошлого века «гнездо» Успенского храма стало слишком тесным для прихожан, и они, скинувшись всем миром, поставили в десяти метрах большой и наполненный светом храм во имя Всесвятой Живоначальной Троицы и перешли служить туда. Прошел век. Прихожан нет. На Троицкий храм даже со стороны невозможно смотреть без слез, внутри — тем более. Эта мелетовская боль, особо острая и безысходная. По ночам здесь плачет филин или... неясыть?
ПО КОПЕЕЧКЕ
Троицкий храм быстро разрушается, среди куполов -многолетняя березка, крыша над алтарем проломлена, пол с почти сохранившейся узорной плиткой пошел волнами, и в любой момент на него угрожают рухнуть купола. В углу - растерзанные и дурно пахнущие ошметки полевой живности, остатки тушки енота. Тому есть объяснение: в верхней части храма поселилась крупная птица, возможно, неясыть. Неясыть, не имеющая птенцов.
Когда мы вошли, она притаилась среди обломков балок, а затем, с шумным шелестом распахнув крылья, выплыла через алтарь в небо. Студенты МДА понуро ходили среди руин былой красоты, касаясь ее руками, восстанавливая в воображении узнаваемые предметы интерьера. Возвышающийся над убранным к Троице и изобилующим цветами кладбищем Троицкий храм поражает тяжестью запустения и внутренней боли. Его ангелы плачут.
Руководитель группы, искусствовед, живописец, преподаватель МДА Вера Воеводова высоко характеризует достоинства Троицкого храма, уникального в своей самобытности, дивно отражающего свое время, изысканного. В его стенах нарядно сочетаются красный кирпич и белая лепнина, затейливые переплеты сгруппированных, устремленных ввысь окон. Своды входов опираются на низенькие, основательные, исконно псковские колонки. Искусствовед сразу угадала, что храм - светлый и вместительный - строили вскладчину, «по копеечке», как было тогда заведено, она также нашла отголоски народного креатива и в архитектурных элементах, порадовалась, что псковичам принадлежит такое сокровище. Она предложила представить, что нет никаких разрушений и подтеков, и просто любоваться, ведь, как все посвященное Богу, этот храм - сокровище своего времени.
Но для того, чтобы представить храм Святой Живоначальной Троицы в первозданном виде, уже нужно быть специалистом. Все остальные могут поплакать. Или собрать «по копеечке» на восстановление красоты.
К слову, в судьбе Троицкого храма уже наметились подвижки. В сбор пожертвований на его восстановление включился «старший именитый брат» - Троицкий Собор г. Пскова. Первая статья расходов — ремонт крыши с укреплением куполов и закладкой провала над алтарем. Будем рады сообщить читателям обо всех подвижках в общем деле.
РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ СБОРА ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ:
Получатель: Местная религиозная организация православный Приход Свято-Троицкого Кафедрального Собора города Пскова Псковской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
180000, г. Псков, Кремль
ИНН:6027025518 КПП: 602701001
Р/сч: 40703810451010100975 БИК: 045805602
Корр/сч: 30101810300000000602 Псковское отделение № 8630 ПАО
Сбербанка России г. Псков
ОГРН:1026000003864 ОКПО:24141001 ОКНХ:98700 ОКАТО: 58401000000 ОКВЭД: 91.31 ОКОПФ: 83 ОКФС: 54 Регистрационный номер ПФР: 070-025-000785 КБК:182 106 02020021000110
С обязательной пометкой «На реставрацию храма Святой Троицы в д. Мелетово».
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора и из архива ПсковГУ.