Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:31

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №24 (9826), 21/06/2017

"...Собранье пёстрых глав"

В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское" в третий раз прошёл фестиваль молодёжных театров.

«..И С ТОЙ ПОРЫ ЗА МНОЮ НЕ ПРИХОДИЛ МОЙ ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Так начинается спектакль Владимира Деля — актёра театра из маленького рязанского города Скопина. Актёр ведёт сквозь пушкинскую трагедию двух перчаточных кукол — каких-то неожиданно очень некрасивых. Мы ведь как представлять Моцарта привыкли? Вечно молодой, влюблённый, в парчовом камзоле, в напудренном парике, смеётся над «скрыпачом». Да, а со слепым музыкантом всё ещё куда более грубо и откровенно: гипсовые, ещё не застывшие барельефы Моцарта и Сальери человек в грубом фартуке и посмертной маске на лице вдруг сгребает, сминает в комок, сооружает нечто почти бесформенное — какой-то кубик с жуткими чёрными стёклами вместо глаз. Водружает эту «лепнину» на бутылку — вот вам голова и туловище...

«Труден первый шаг», — произносит труженик Сальери, не оставляя работы, и просыпает на столешницу душную гипсовую пыль. В её потоке мелкие камушки, которые в кровь сбивают ноги путника — каждому в башмаки попадали такие. А вот моцартовский Чёрный человек, так тот просто состоит из одних только чёрных, остроконечных башмаков — нет лица, нет ничего, кроме звука шагов, у того, кто однажды придёт за тобой. Символ лепится к символу, вдруг заставляя вспомнить о Някрошюсе начала 90-х: литовский режиссёр тогда тоже «задавал» зрителю такую же плотность действия, такое же множество знаков и кодов на единицу сценического времени.

Маленький город Скопин и фамилия Делей — Владимира, отца, который играет «Моцарта и Сальери» на михайловской сцене, и Ильи, который смотрит спектакль из зала — «рифмуется» с Пушкиным и Псковом. Их молодёжный театр «Предел» памятен нашим театралам по очень ярким работам, представленным на «старом», не нынешнем, а на том, «настоящем» Всероссийском Пушкинском театральном фестивале. В 1998 году это был спектакль всё по тому же «Моцарту и Сальери» (и Моцартом, «сочиняющим» музыку «Битлов», был ещё совсем маленький, 13-летний Илья). Через 12 лет этот же театр привёз в Псков и в Пушкинские Горы « африканский» моноспектакль «Жадный Джамба» по «Скупому рыцарю», где Илья — выпускник петербургской Театральной академии, молодой, но уже весьма искушённый артист —  играл во всех масках поочерёдно. В нынешнем Пушкинском театральном фестивале, изрядно, чуть ли не до полного отсутствия Пушкина «обновлённом», Делям уже, похоже, не участвовать, и, вероятнее всего, Псков не увидит, как человек с загипсованным лицом примеряет ещё и чёрные очки слепца, не доверяя пушкинской ремарке о том, что уже — «конец трагедии».

Пушкинским Горам в этом смысле повезло гораздо больше.

СИСТЕМА КООРДИНАТ


Нынешний фестиваль молодёжных театров в музее-заповеднике «Михайловское» нужно признать удачным: при всей его пушкинской «пестроте» там было, что посмотреть, и, главное, было о чём задуматься после просмотров.


В отличие от прошлогоднего, на который собрали, по большей части, драматические и музыкальные коллективы, работающие при музеях, нынешний фестиваль, за редким исключением, был студенческим. Два курса — третий и выпускной —  питерского Российского государственного института сценических искусств (многим пока привычнее называть учебное заведение недавним его именем — Театральная академия). Плюс театр, созданный несколько лет назад из такого же курса сразу после его выпуска из академии. Третьекурсники легендарной «Щуки» — московского Театрального института имени Бориса Щукина. Студенты Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова и РГПУ имени А. И. Герцена, объединённые в театр-студию «Берег». Именно эти ребята через несколько лет будут определять уровень, направление и тон российского театрального искусства. Или — повторим слова Народного артиста России, лауреата Госпремии РФ, театрального педагога и режиссёра Владимира Рецептера, сказанные им во время фестивальной творческой встречи: определять систему нравственных координат. Театр, считает Владимир  Эммануилович, именно этим всегда и занимается. Тем, собственно, и важен.

Итак, повторим, «Михайловское-2017» нужно признать удачным, несмотря на то что готовился этот съезд почти судорожно. Во-первых, о том, что фестиваль всё-таки состоится, стало известно буквально за пару месяцев до его открытия. Это при том, что — снова процитируем Рецептера, имеющего за плечами двадцатилетний опыт Пушкинского театрального фестиваля в Пскове и в «Михайловском»: «Фестиваль надо готовить год, фестиваль надо готовить жизнь!» Кроме того (и это, во-вторых), для Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, который впервые вошёл в число организаторов столь масштабного по музейным меркам мероприятия, это «государственное задание» стало полной неожиданностью. Хотя, признаёт Рецептер, «...затея интересная. А вот во что она выльется — не могу знать. Как и то, будут ли ещё такие фестивали с моим участием: в Министерстве культуры меня об этом не известили».

Обидные это времена, когда Пушкин — и тот полностью зависит от чиновников.

У ОЗЕРА...

Студенческий Пушкин, впрочем, о чиновниках не вспоминал. Молодые люди старались то доброе, что заложено в его стихах и прозе, преумножить. Или, точнее, «укрупнить»: такое слово подобрала Анна Дубровская, руководитель III курса «щукинцев», которые с трогательной, чуть нарочитой, «школьной» наивностью играли спектакль «Кюхля» по прозе Тынянова — о лицейских годах Пушкина.

Очень-очень доброй получилась «Сказка о рыбаке и рыбке» от питерского «Берега». Здесь особенно важным был финал, когда натерпевшийся от капризной жены старик. обнимает старуху в знак примирения и сердечной вечной любви. Это представление было хорошо ещё и тем, что на всём его протяжении звучали подлинные, старинные, пушкинских, а то и допушкинских времён крестьянские песни, записанные фольклористами в Псковской и Тверской областях.

На контрасте с народными песнями очень интересно прозвучали музыкальные сцены из оратории (!) Валерия Гаврилина «Скоморохи» — ими начали свой спектакль-концерт воспитанники курса Владимира Рецептера в РГИСИ. Исполнение столь сложной музыки (и, добавим, не менее сложной сценической партитуры, срежиссированной Владимиром Рецептером и его учеником Денисом Волковым) было не по-студенчески профессиональным, мощным, впечатляющим.

И очень правильно, что качественную чтецкую программу, подготовленную студентами-выпускниками РГИСИ, их педагоги и организаторы фестиваля решили проводить не в концертном зале, а под открытым небом, на скате михайловского холма, у озера Маленца. Хорошо поставленные голоса, рассказывающие то трагическую историю любви Алеко к Земфире, то чудный сон Татьяны, летели к пушкинскому небу, и девушке, преображавшейся в русалку, вольно было «играть» в траве, а студенту-Пушкину — срывать луговые цветы для окруживших его красоток.

...А ещё на этом фестивале Пушкин «аукался» с Гоголем. Но два действительно блестящих спектакля по прозе и письмам Николая Васильевича и монолог Владимира Рецептера о том, что «Ревизор» — вполне себе жизненная история из пушкинских оренбургских впечатлений — это уже совсем другая история.

Даже, пожалуй, не просто история, а в том самом, для Пскова, Михайловского и Петербурга заветном театральном собрании сочинений Пушкина — отдельная глава.


В ТЕМУ

Георгий Василевич, директор музея-заповедника «Михайловское»:
- В каждом великом произведении, которое играется «на театре», есть удивительный отзвук слов Гоголя, сказанных, правда, не здесь, в Михайловском, и не в Петербурге — в далёком Риме: «Целой верстой здесь человек ближе к Богу...» Гоголь считал, что тот, кто побывал в Риме, уже никогда не будет несчастливым. И в этом смысле этот пушкинский театр, который продолжает нас с вами радовать и волновать, он тоже по-своему такой Рим. Познакомившись с ним, уже нельзя быть несчастливым, что бы ни происходило».


Сначала всё идёт обыденно, и театра, как полагает зритель, ещё никакого и нет. Просто вихрастый и долговязый молодой человек закрывает дверь на балкон, аккуратно придерживая гардину, раздуваемую ветром; ворчит, закипая, простой электрический чайник; не старый ещё человек с сединой на висках заваривает крепкий чай, ставит стакан на стол, надевает грубого полотна ремесленный фартук и начинает размягчать комок мокрого гипса, шлёпая им о ту же столешницу. Он плотно забивает серой массой две формы, а оттиски лепит на обложки фолиантов. Получаются барельефы: Моцарт — и Сальери. Скульптор устало вытирает ладонями лицо. Ладони в гипсе, и человек оказывается словно в посмертной маске. И знаменитый монолог про правду, которой нет на земле, произносит тот, кто кажется зрителю и пылким, и мёртвым одновременно...


«И Я ТАМ БЫЛ.»
Показы Международного молодёжного фестиваля «Михайлов-ское-2017» шли в Пушкинском Заповеднике шесть дней. В афишу включили девять спектаклей, представлений, литературных и музыкальных программ. Несколько из них (как, например, спектакль-концерт «Скоморохи. Певцы. Актёры» студентов РГИСИ или «Вальс имени Гоголя» театра «Пушкинская школа») были премьерными. Кроме того, в рамках фестиваля в эти же дни в музее провели две творческие встречи — с Владимиром Рецептером и Валентином Курбатовым.


Лидия ТОКАРЕВА.
Фото Натальи Алексеевой (информационная служба Пушкинского Заповедника).

 

 

 

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков