
ЛЮБЛЮ, НЕ МОГУ
Как и положено, в этой сказке был отважный Робин Гуд, которого все считали преступником, а «на самом деле в его груди билось честное и благородное сердце». Только вот кроме него и Насти так не считал никто. Особенно судья и прокурор, именовавшие Артёма не иначе, как рецидивистом, и постаравшиеся, чтобы «небо в клеточку и друзья в полосочку» занимали значительную часть жизни молодого человека.
- Он, конечно же, не виноват и скоро выйдет на свободу. Его подставили, - говорила вчерашняя студентка родителям, которые пытались удержать её от поездки в исправительную колонию к «любимому». Несмотря на то, что общались они лишь по телефону и через интернет, Настя приготовила ему огромную сумку с едой, тёплыми вещами, сигаретами и чаем.
- Познакомились мы случайно, Артём ошибся номером, ему понравился мой голос, и мы начали общаться. Потом он попросил меня помочь, передать информацию друзьям, оставшимся на воле, спросить у них кое-что, - рассказывает девушка.
Её не смущало ни то, что друзья Артёма были похожи на стереотипных «блатных», ни то, что телефоны в местах лишения свободы запрещены, и парень нарушал закон даже в тюрьме.
Через пару месяцев заочного общения желание увидеться стало нестерпимым, и девушка отправилась к любимому…
МНОГО НАС...
История Анастасии лишь её родителям показалась страшной и необычной. Потому что, оказывается, в «женском мире» России есть целый пласт женщин, нашедших свою «вторую половинку» за решёткой.
Для подобных дам даже придумали названия - «ждули» или «заочницы». Сразу отметим, что это не те женщины, что на момент осуждения мужчины уже состояли с ним в браке или отношениях. В подавляющем большинстве «ждули» познакомились с уже сидящим в тюрьме мужчиной и теперь ждут его освобождения. Иногда представляют, что освободившийся парень поведёт в ЗАГС, ведь чувства прошли такую серьёзную проверку. Но зачастую зэк предлагает жениться еще будучи за решеткой. Ведь законной супруге и свидание дадут, и передачи носить проще. Именно так и произошло с нашей героиней, она вышла замуж за Артёма прямо в стенах ИТК. Кстати, осудили его за грабёж. Но парень, естественно, утверждал, что его оговорили, и судья-взяточник решил просто «поправить показатели» за его счёт. А жертва грабежа - «нехороший богатый человек и его не жалко». Всем этим речам молодая жена безоговорочно верила и твердила, что ей осталось всего 4,5 года, а там «её Артёмка выйдет по УДО» (условно-досрочное освобождение).
ЖИТЬ РАДИ НЕГО
С момента женитьбы жизнь Насти изменилась. Теперь все мысли были о нём, на себя девушка денег почти не тратила, всё откладывала на передачи. Приходилось также давать денег и друзьям Артёма, оставшимся на воле. Якобы они могли переправить эти деньги «на зону», чтобы заплатить бригадиру отряда и «ментовскому начальнику», чтобы облегчить жизнь Артёма за решёткой.
- Я чувствовала себя женой декабриста нового времени. И даже Соней Мармеладовой. Казалось, что смогу сделать лучше - если не весь мир, то хотя бы судьбу одного человека, - рассказывает экс-жена заключённого. Да, теперь она бывшая жена, так как через какое-то время поняла, что жизнь одного человек действительно стала лучше, но это была «игра в одни ворота». Анастасия оказалась для Артёма и его друзей лишь «дойной коровой». Ни о какой любви речи не шло. Покинув зону, Артём не собирался становиться примерным семьянином. Но при этом неоднократно просил своих друзей проверить супругу «на верность». Проверки эти порой бывали в шаге от того, что в уголовных делах классифицируется как «насильственные действия сексуального характера».
- Как я узнала, что будущего с Артёмом быть не может, разговор особый. Не хочу на этом останавливаться, очень неприятно было. Скажу лишь, что у Артёма я была не одна. Но это не ключевой момент. Из всей этой «любовной истории» я узнала лишь рецепты приготовления «чифира», да чем отличаются различные ступени в тюремной иерархии. Согласитесь, не самая нужная в жизни информация, - горько усмехается девушка. Между тем ей пришлось сменить работу, на прежнем месте служба безопасности не могла оставить человека, у которого в семье есть заключённые. Кроме того, от Насти отвернулись и родители. Они с ужасом ждали, что молодая жена вскоре станет и матерью. Если мама ещё поддерживала с дочерью какие-то отношения, то отец не пускал её на порог и даже грозился съездить к Артёму и «отвернуть ему голову».
С ЧИСТОГО ЛИСТА
К счастью, прибавления в семействе не случилось. Вскоре Настя смогла получить развод и перевернуть эту страницу своей жизни. Только вот из городка, где она жила, женщине пришлось переехать.
- Да и с паспортом пришлось повозиться. Но теперь он у меня «чистый», без штампа о браке и разводе. И фамилия девичья. Как говорится – на свободу с чистой совестью. Сейчас смотрю на себя прежнюю и не узнаю. Хорошо, что до 30 лет перебесилась, не успела серьёзно себе жизнь поломать. Была в шаге от этого, - невесело улыбается наша героиня.
История Анастасии окончилась в целом благополучно. Она получила пусть и горькую, но прививку от мира криминала. Сейчас женщина старается не вспоминать об Артёме и предостерегает начинающих «ждуль» от повторения её судьбы.
А однажды Настя жестоко отчитала двух подростков, переговаривающихся между собой с использованием блатного жаргона. Ответила им на их же языке, и жёстко объяснила, что те «тюремные авторитеты», на которых подростки хотят равняться, если бы была возможность повторить свою жизнь заново, не хотели бы вновь оказаться за решёткой. И ни роль «смотрящего», ни самые вкусные передачи или самый крепкий «чифир» не стоят и одного дня нормальной, свободной жизни.
КСТАТИ
«Ждули» - явление не новое, в России они были всегда. Надежда Константиновна Крупская - современным языком, тоже «заочница». Сидевшие в тюрьмах революционеры просили товарищей подобрать им «невесту», то есть девушку, которой бы разрешались свидания с ними. Из тюрьмы и Ленин передал через сестру Марию Ильиничну просьбу, чтобы к нему пришла «невеста». «Я не думала, мне надо пойти или кому другому, - вспоминала Надежда Константиновна. - Пошла я, и оказалось, что это было правильно».
В следующем номере мы расскажем, почему существует феномен «ждуль» и какова судьба этих женщин. Журналисты «Псковской провинции» поговорили об этом с социальными психологами и сотрудниками УФСИН России по Псковской области.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото pg21.ru