На улице Октябрьской, во дворе своего дома нарушает закон тридцатишестилетний Александр. Сидя на бетонном выступе, в сорока метрах от детской площадки, мужчина в туфлях и спортивных штанах достаёт из пакета полуторалитровую пластиковую бутылку и наполняет одноразовый стаканчик алкоголем. Отпивает. У него за спиной, на расстоянии пяти шагов – заместитель главы Администрации Псковского района Геннадий Ранцев, начальник участковых уполномоченных ОМВД России по Псковскому району Виктор Романов и заместитель начальника участковых ОМВД России по Псковскому району Виктор Федотов. Члены межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Администрации Псковского района не спешат себя обнаруживать. В течение некоторого времени наблюдают за «отдыхающим». Затем подходят. Александр не сразу находит, что сказать. Занесённая рука с выпивкой замирает на «середине пути».
– Откуда вы появились-то?
– Из воздуха.
В ответ местный житель называет полицейских «инопланетянами».
– Ну, завязывайте. Вы обо мне и так миллион раз писали. И не надо меня забирать. Сейчас домой пойду.
Мужчину штрафуют и отпускают домой. У этого человека есть жена и двенадцатилетний сын, которые живут отдельно. Заместитель главы Администрации Псковского района Геннадий Ранцев отмечает, что комиссия проверяет людей, чьи данные зафиксированы в списках, полученных из администрации волости, из полиции, уголовно-исполнительной инспекции и органов социальной защиты: ранее осуждённых, а также состоящих или состоявших на учёте, замеченных в злоупотреблении алкоголем, наркотическими веществами. «Навещают» даже неплательщиков по услугам ЖКХ. О тех, кто «на заметке», и их близких известно достаточно: где и с кем проживают, работают, чем увлекаются, куда отлучаются. Помимо различных ведомств, необходимой информацией делятся родственники и соседи.
Далее члены комиссии направляются на улицу Молодёжную. К двадцативосьмилетней Татьяне. В подъезде дома – свалка: тут и мебель, и упаковки, и автомобильные колёса. Стук в дверь. На лестничную площадку первого этажа выходит женщина в халате. Она сознаётся, что когда-то «стояла на учёте в отделе социальной опеки». Причиной тому – алкоголизм. У Татьяны две дочери, одной одиннадцать лет, другой – четыре. Старшая – в интернате, младшая детский сад не посещает («врожденный порок сердца»). Ребёнка рекомендуют определить в специализированное учреждение: к обучению в школе нужно быть подготовленным. Беседа закончена. Татьяна ставит подпись.
В квартире у Татьяны проживает и Наталья. Женщины объявляют, что они – «родня». Выясняется, что у Татьяны семь лет назад заживо сгорела дочь, а у Натальи есть ещё и пятилетняя Софья.
– Я лишена родительских прав на Софью. Её отец – тоже. Девочка живёт с его мамой, – говорит Наталья и признаётся, что виной всему – пристрастие к спиртному. – Комнату у Тани снимаю, потому что с отчимом нелады. Детьми бабушка занимается. Они привыкли. Я деньгами помогаю.
– Стараемся проводить рейды еженедельно. Едем туда, где проблем больше, – поясняет Геннадий Ранцев. – Чаще всего, чтобы предупредить нежелательные последствия, проводим профилактические беседы с теми, кто в группе риска. Если ведут аморальный образ жизни – воспитываем, воздействуем нравственно. Работаем, будто общественная организация. Если выявим нарушение, обращаемся за помощью в нужные структуры. Поэтому лишить нерадивого родителя прав на ребёнка можем в тот же день.
В этом году межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Администрации Псковского района провела 6 заседаний, 17 рейдов, 74 беседы с людьми «из списков»; рецидивов, повторных нарушений пока нет. В 2016 году – 13 заседаний, 37 рейдов, 141 беседу.
Алексей НАЗАРОВ.