
О том, как путешествовать бесплатно, уже пишутся книги и снимаются фильмы. Для кого-то они становятся легким чтивом, для других - руководством к действию, а авторы, надо думать, получают гонорар и возможность путешествовать с комфортом. А вот кто-то, не открывая никаких пособий, советов и даже гугловских карт, просто выходит с рюкзаком на дорогу, поднимает руку и садится в попутку в направлении, весьма приблизительном к желаемому, зато – навстречу новым городам, людям и приключениям.
Мои собеседницы Юлия Захаренкова и Татьяна Грабова именно такие «романтики с большой дороги». Весело и непринужденно рассказывая о своих путешествиях, они петляют в воспоминаниях, словно по европейским маршрутам, и явно кайфуют, снова и снова переживая свои приключения и щедро делясь впечатлениями. Посмотришь на такое, и сразу поймешь: для них автостоп - это не потому, что дешево, а потому, что безумно интересно.
Татьяна соглашается: для нее впечатления от автостопа по Европе затмили даже участие волонтером в сочинской Олимпиаде и все ее зрелища: такой эмоциональный заряд и узнавание нового получила. Её более опытная спутница Юля сравнивает свои путешествия, вспоминает неординарные «изюминки» и делится планами на обозримое будущее: хочется покататься по Азии и Дальнему Востоку. Мне остается только поделиться услышанным с читателями: вдруг кому-то пригодится?
Ведь автостоп это -
1. ДЕШЕВО
Из рассказа девушек следует, что путешествие автостопом очень бюджетное. Впрочем, это зависит только от того, за что ты готов платить в пути. Если у тебя установка покататься и пожить в Европе совершенно бесплатно, возможно и такое, главное - жестко держаться выбранного принципа, представлять, как ты его будешь реализовывать и быть готовым к трудностям. В частности, недоедать и спать в спальнике под открытым небом. Впрочем, девушки поправляют меня, что это - жесткая крайность.
Существует множество сайтов, на которых европейцы заявляют о предоставлении путникам бесплатного ночлега. Таня и Юля пользовались бронированием такого жилья, планируя свое перемещение по Европе. Предоставляют его часто молодые люди, которым интересно общение с приезжими. Иногда хозяева просто сдают комнату, иногда дают ключи от квартиры, иногда предлагают ночевку в общей комнате. Для путников это возможность передохнуть, отоспаться, постираться-помыться. А вот от предлагающегося особо гостеприимными хозяевами постельного белья девушки, как правило, отказывались, предпочитая даже в квартирах родные спальники: к чему напрягать людей излишними хлопотами? Многие владельцы найденного на сайтах жилья предлагают постояльцам и ужин, а порой даже экскурсию по местным достопримечательностям.
Главное, как и в случае с водителями - готовность общаться, рассказывать о своей стране, отвечать на вопросы. Общение и есть единая и необходимая плата путешественника автостопом и за проезд, и за ночлег. Отсюда необходимость знать языки, хотя бы на незначительном, бытовом уровне. Самый распространенный и минимально достаточный - английский, неплохо иметь знания и в других языковых группах. Юлия, например, хорошо владеет итальянским (благодаря тому, что год жила и училась в Италии), Татьяна - английским и немного корейским. Дуэтом девочки могли объясниться почти везде. Правда, рассказывают, как однажды наткнулись на словоохотливого поляка. Конечно, всегда есть выбор: садиться в машину или оставаться ждать понятно-язычного водителя. Но в тот раз под дождем стоять не хотелось, табличка в руках дарила надежду, что направление поездки понято верно, поляк сам так горел чем-то поделиться, что важно было не перебивать, а Россия и названия городов звучат интернационально… Иногда водитель что-то подозревал и обращался к путешественницам с вопросом «Розумиете?», это и было то единственное, что «розумили» усталые путницы, и они кивали в ответ.
Словом, общение спутников - тоже валюта. Можно, конечно, попытаться и в этом сэкономить, но тогда вы нарушите главный принцип автостопа - везде оставлять о себе приятное впечатление. Можно сказать - пошатнете саму систему. Ведь автостопщика берут в машину не из жалости, а из интереса к путешественнику, так что поделиться впечатлениями и ответить на вопросы - принятая дань вежливости. Покинутый путниками водитель должен быть доволен и без сомнения останавливаться перед следующими пассажирами с табличкой.
Таня и Юля рассказали также, что всегда берут какие-нибудь сладости-печенюшки угостить водителя, это располагает к общению и весьма пригождается на привалах. Кроме того, в рюкзаке обязательно есть небольшие сувенирчики - магнитики, значки, матрешки, чтобы оставить на память новым знакомым. Ведь порой общение складывается очень дружеское, даже расставаться не хочется. Такие водители подвозят, даже уклоняясь с маршрута, дают телефоны, просят звонить, как проходит маршрут, и обязательно - если попадешь в передрягу.
Ведь автостоп - не всегда
2. БЕЗОПАСНО
Когда путешествуешь вдвоем, дорога вполне безопасна, утверждают мои героини, и тут же уточняют дресс-код. Важно, чтобы на дороге ты выглядел путешественником, а не красоткой в поиске приключений. То есть обязательно джинсы, «глухой» верх, кепка. Одежда должна быть чистой и опрятной, без угрозы запачкать салон автомобиля. Еще важный нюанс, также повышающий шанс попасть в салон, приятный запах. В общем, путешествие заставляет заботиться об имидже. Дальше дело техники. Рюкзак обычно выставляется вперед, в руках - картонная табличка с пунктом назначения. Хорошо подбирают и одиночек, но надо быть осмотрительнее и постараться «прощупать» водителя разговором, до того, как сядешь в машину. Взрослым с трассы уехать сложнее: считается, что у добропорядочных граждан не первой молодости должен быть свой транспорт и деньги на дорогу. А вот втроем-вчетвером путешествовать проблематично, придется дробить коллектив.
Двух человек охотно берут дальнобойщики, которым собеседники в пути - за счастье. Парней, впрочем, брать опасаются, да и девушку с парнем - не очень. Случаи с севшими в машину и пропавшими девушками, как и случаи захвата автомобилей в Европе, не редкость, в некоторых странах автостоп даже запрещен законодательно. Например, в Италии.
Но ведь наши героини путешествовали по всей Европе, от Испании до Италии, от Франции до Эстонии, и как же запреты? Оказывается, о запретах надо просто знать. Кое-где даже знаки стоят, запрещающие останавливать машины. Но заправки-то есть везде. И в Италии на заправках, наблюдая под кофе за подъезжающими дальнобойщиками, Юля на хорошем итальянском интересовалась у них, не возьмут ли те подвезти их с подругой по выбранному маршруту.
(Окончание в следующем номере).
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Романтично, но опасно, не знаешь на кого нарвешься. Плохих людей хватает везде. И ночевать где попало, у незнакомых людей, в парках... Нет уж, лучше через турфирму.
Сказки на ночь! А родители? Похоже, никто о них не думает.