
В основном на велосипеды активно пересаживаются с начала весны. В морозное время на льду увидишь, скорее, лыжников. Единственный ледовый велопоход, который припомнили псковские велотуристы, проходил по озеру три года тому назад. Тем более любителям туризма и всем желающим интересно было встретиться с известным велопутешественником из Санкт-Петербурга Ильей Гуревичем. Его лекция прошла в клубе путешествий «Тропы» им. Глеба Травина в рамках проекта «Ветка».
Илья Гуревич погрузил аудиторию в путешествия по берегам Карского и Восточно-Сибирского морей, на Полюс холода, по льдам Байкала, Ладоги, по которым путешествует на велосипедах команда «ВелоПитер». Задачей команды было повторить экспедицию по Арктике путешественника Глеба Травина сто лет спустя. Свою непреодолимую тягу к зимним поездкам Илья Гуревич объяснил также тем, что во время блокады Ленинграда его маму эвакуировали из города по льду Ладоги: «Много лет назад я решил осуществить маршрут по льду по Дороге Жизни. Для нас, петербуржцев, это святое дело».
Россия - зимняя страна, и даже зима открывает новые возможности для велосипедистов. В это время года можно увидеть многое из того, чего нет летом - бескрайние снежные и ледяные пейзажи.
- Под вами сотни метров воды, лед очень красивый - и черный прозрачный, и белый под изморозью. А вы, как настоящий корабль пустыни, едете по этому озеру в любую сторону, - нарисовал картинку Илья Гуревич. - Мы живем в интересное время. Когда я начинал путешествовать, у нас не было ничего. Мы делали снаряжение из подручных материалов, спутниковой и сотовой связи не было. Сейчас, с мобильной связью и навигатором, уже нет такого ощущения, что велосипедист - мишень для неприятностей и проблем.
В таких поездках начинаешь понимать, что важно на самом деле. И если под воздействием низких температур выходит из строя какая-то деталь снаряжения, то важнее всего сейчас не деньги или любовь, а именно эта деталь. Когда едешь десять дней по Арктике, и вдруг на пути - полярная станция, такое ощущение, будто Париж.
- На северах сохранилось то, о чем мы скучаем. Когда в детстве можно было зайти к приятелю и пообедать, и даже не думать, что для него это проблема. Мы так жили. Мы не понимали, что если попросишь помощи, ее можно не получить. Это был нонсенс. На севере люди так и живут, потому что их очень мало, - считает путешественник.
С одной стороны, жизнь там суровая. С другой - в Арктике совсем другие эмоции. Так случилось, что в одном населенном пункте на пути экспедиции было 3 свадьбы. И одна женщина привезла букет цветов, с пересадками на нескольких самолетах, в тридцатиградусный мороз.
- Белые розы на берегу Ледовитого океана, которые люди видят раз в пять лет. У нас много всего, мы это не ценим, и эмоции у нас уже не так играют, как у людей в условиях постоянной зимы, -говорит Илья.
Илья Гуревич вспомнил веселые истории, происходящие на зимних станциях, встречи с белыми медведями, экстремальные ситуации, из которых удалось выбраться благодаря смекалке. Ответил путешественник и на многочисленные вопросы псковской аудитории. После виртуального погружения в крайний север радуют даже январские лужи...
Ирина ФЕДУЛОВА.
Фото из архива Ильи ГУРЕВИЧА.