
Лет двадцать назад я увидела раскрашенный веерной радугой старый автобус и поняла, что могла бы влюбиться в человека, увидевшего его таким. Аэрография - это откровенность и самовыражение. И эту машинку - мелкую желтую «Оку», сплошь разрисованную героями мультфильмов, в городе приметили многие, потому как ее просто невозможно не заметить. Первое, о чем говорят водители: стоимость аэрографии на ней кратно превышает стоимость самого автомобиля. Улыбаются при этом: такому милому ослу невозможно не улыбнуться. Вроде даже примета добрая сложилась: встретишь эту «букашку» на дороге, и день радостным будет. А как же иначе, если настроение поднимается?

Как-то сразу было понятно, что машинка - дамская, причем за рулем не девчушка, которую еще беспокоит мнение окружающих, но состоявшаяся, уверенная в себе женщина, которая может себе и шалость позволить, и не будет переживать по этому поводу. Так и оказалось.
Наша встреча с хозяйкой «веселой» «Оки» - ожидаемая и случайная - состоялась у ветлечебницы, куда Светлана Васильева привезла на прививку своих котов. Подруга предложила ей: «Возьми двоих, а оставишь того, который больше понравится». И кто бы мог отдать? Так оба и остались. Правда, предполагавшаяся девочкой Клепа оказалась Клеопардом, но разве это влияет на привязанности? Даже когда коты распускают на ленточки хороший ремонт, их выходки приходится принимать как стихию. Были бы собаками - повинились бы, а виноватую кошачью морду увидеть, пожалуй, только в мультике и можно. А еще - на заднем бампере Светиной «Оки». Да-да, тот самый рыжий диснеевский «Кот в сапогах» с невероятно лукавыми зелеными глазами.
Но первым на желтой машинке появился осел из «Шрэка», невероятно выразительный в характерной улыбке - как в самом фильме, так и в творческом исполнении на авто: каждый волосок шерсти прорисован, как живой, ремейк получился даже лучше оригинала. И тут, рассматривая все грани и кусочки мульт-поппури на машинке, мы выясняем их особенности и хронологию появления и словно читаем страницы дневника владелицы этого забавного чуда псковских дорог.
Светлана Васильева родом из Красногородска, но затем ее мама переехала в Псков, и школьные годы чудесные проходили в частном доме на Красноармейской набережной. Куры, огород, небольшое, но веселое хозяйство плюс подаренная и нуждающаяся в дрессуре овчарка занимали свободное время девочки, было не до баловства. Правда, она до сих пор помнит, где тогда продавались самые вкусные в городе пирожки с ливером по 7 копеек, а где - лучшее мороженое. Непростые 90-е годы не давали особого выбора профессии, и стать закройщиком женской одежды показалось единственно правильным. Мама в решения дочери тогда уже не вмешивалась, и, когда училище было позади, а работы нигде не предвиделось, Светлана пошла торговать - в палатку, ночной ларек, и так далее. Сегодня она - заместитель директора сетевого магазина, и за ее спокойной уверенностью многолетний опыт торговли в самых разных условиях.
Желтенькая «Ока» досталась ей по наследству и сразу пришлась по сердцу. И права пришлось получать из-за нее: муж, крупный и серьезный, немного покатавшись, решил, что не его размер. Он явно стеснялся и машины, и «несерьезного» цвета. В семье появился «Форд Фокус», а желтенькая логичным образом перешла супруге. Она, правда, тоже стремилась ездить на большой машине, но когда в «Форде» что-то ломалось, почему-то даже не расстраивалась. А вот за «Окой» сразу хотелось ухаживать и называть ее «моя девочка». Сразу стал нужен маленький и обязательно желтый руль вместо стандартного. Дальше - больше.
Первая самостоятельная поездка уже в первые минуты обернулась столкновением с дорогой иномаркой, но без скорости на машинах даже царапин не осталось, зато у Светы в душе родилась уверенность, что в этой малышке ей ничто не страшно, и ничего плохого случиться не может. С тем и живет.
Аэрографию на «Оку» наносил постепенно тогда еще псковский художник Игорь Москаленко. Разрисованные машины на тот момент еще были редкостью, и, увидев соответствующее объявление, Светлана сразу отреагировала на него безрассудным и уверенным женским «хочу». Мастер скептично осмотрел «холст», поинтересовался желаемым сюжетом. Услышав про «огонь», посмеялся. Есть вероятность, что именно эта реакция запечатлелась на морде осла, ставшего в итоге центральным героем правой стороны машинки. Игорь сразу получил «карт-бланш» от владелицы авто, и, что называется, понеслось...
Работа аэрографа очень кропотливая и многоэтапная, и даже подготовка поверхности под нанесение рисунка предполагает гораздо большее число манипуляций, чем подготовка автомобиля под покраску. Долго, тщательно, осторожно работает художник над своим шедевром, а результат, как правило, проявляется лишь на последнем этапе.
«Оку» делали поэтапно, и при том, что целостности сюжета изначально и не предполагалось, все сложилось в любимые многими мультяшные образы с очень разными, но близкими Светлане характерами. Здесь и привычка полагаться только на себя, и готовность быть миротворцем, и удивление от экспериментов, и бойцовские качества. И, как ягодка на торте, проказница Маша из культового отечественного сериала - на капоте. В несколько подходов аэрографа получилась такая вот позитивная машинка, улучшающая настроение не только любящей хозяйке, но и всем, кто встречается на пути.
Ремонтировать «Оку» приходилось уже не раз и не два. И век машинки, безусловно, короток. Решение хозяйки по этому поводу: ездим, пока на ходу. Не подводит и заводится в самый лютый мороз - повод порадоваться, а придется расстаться - и это надо будет принять. «Обрети внутренний покой - и станешь непобедим», - напоминает кунг-фу панда По с заднего крыла. А затейница Маша подмигивает: «Мы такие заводные!»
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.
Оценка 5! Автор прекрасно рассказал и о человеке, и о причинах, почему вдруг захотелось разрисовать машину, и даже о характерах всех героев рисунка. С огромным удовольствием прочитала!