
Спикерами обсуждения стали начальник ОГИБДД УМВД России по Пскову Владимир Папорт, заместитель управляющего Псковского отделения Северо-Западного главного управления Центрального банка России Глеб Чирков, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Псковской области Николай Басов.
QR-КОД ПОМОЖЕТ
В качестве представителя контролирующей жизнь ОСАГО организации Глеб Чирков остановился на нововведениях, которые ждут автовладельцев в 2018 году. Во-первых, это изменение самого полиса ОСАГО: с 1 января форма документа обязательного страхования будет содержать QR-код размером 20х20 мм. Нововведение позволит проверить подлинность полиса через Интернет в любом месте, где есть доступ в Сеть, причем сделать это сможет и сотрудник ГИБДД, и автовладелец. Изменение внешне незначительное, но должно заметно облегчить жизнь автовладельцам: уверенность в подлинности полиса ОСАГО, увы, вопрос актуальный. Всем автолюбителям необходимо проявить бдительность и особенно осторожно относиться к покупке полисов, цена которых существенно ниже. Понятно, что страховое возмещение по поддельному полису не предусмотрено, и, если вы попали в аварию, не лишним будет проверить подлинность страхового документа виновной стороны. Впрочем, если вам в страховой компании до 1 июля этого года предложат полис старого образца, без QR-кода, это тоже соответствует норме закона.
ЦЕНЫ ИЗМЕНЯТСЯ
Второй момент, волнующий, безусловно, всех - это тарифы.
Говорить о каких-то конкретных цифрах рано. В течение первого квартала планируется проведение анализа и оценки ситуации после введения электронного полиса ОСАГО и натурального возмещения в ОСАГО. Глеб Чирков заверил, что одномоментного повышения цен по полисы ОСАГО Банк России не допустит.
УКЛОНИСТАМ - НЕТ!
Третий момент - увеличение так называемого «периода охлаждения», т.е. времени, в течение которого можно «передумать» - отказаться от страховки, до 14 календарных дней. И, наконец, еще одной временной «люфт».В настоящее время Банком России подготовлен проект документа, который будет направлен на регистрацию в Министерство юстиции. Согласно проекту документа дата начала действия электронного полиса ОСАГО наступит не ранее, чем через 72 часа с момента направления заявления страховщику. Нововведение борется с недобросовестными автолюбителями, покупающими полис со смартфона в момент уже свершившейся аварии.
По статистике и убежденности представителя стороны страховщиков Николая Басова, многие автовладельцы, особенно в сельских районах, сегодня предпочитают штрафы за отсутствие страховки оформлению полиса: вероятностный расчет показывает явную экономию такого подхода. И в условиях ожидания новых тарифов тенденцию «уклонизма» надо как-то пресекать.
НЕНАСТОЯЩИЙ ПОЛИС
Нововведение прошлого года - оформление полисов в электронном виде давно преодолело период технических трудностей и заработало весьма эффективно: сегодня вне офиса в Псковской области оформляются порядка 25% полисов. Но, покупая страховку дома на диване, стоит очень внимательно изучить сайт компании: в сети много мошенников и « зеркальных» сайтов. Есть и мошенники, предлагающие купить полис вдвое дешевле: понятно, что до первой проверки или первого ДТП.
Другую мошенническую историю, в которую случайно или сознательно может попасть доверчивый автовладелец, озвучил руководитель Псковского ОГИБДД Владимир Папорт: ряд сотрудников страховых компаний и множество интернет-сайтов предлагают автовладельцу «купить ТО», обязательное для оформления полиса ОСАГО. Машина к осмотру не предъявляется, станция, якобы проводящая техосмотр, находится порой вообще в другом регионе, и в базе ЕАИСТО ГИБДД (доступной и всем рядовым гражданам) диагностическая карта такого осмотра не регистрируется. Следствие - полис ОСАГО - не рабочий, убытки пострадавшего в столкновении с вами не урегулирует.
По выявленным случаям ведется следствие и выигрываются суды: мошенничество налицо. Словом, покупать ТО нельзя. К тому же, машина должна быть исправна: иначе и компенсации вам не видать.
ПО ЕВРОПРОТОКОЛУ
Из числа наиболее актуальных вопросов сегодня остается оформление ДТП по европротоколу. Инспекторы ГИБДД сетуют на то, что граждане продолжают вызывать на место происшествия в качестве консультантов сотрудников ДПС, тогда как по закону могут быстренько разъехаться, заполнив протокол самостоятельно (рекомендуются множественные, с разных ракурсов фотографии места происшествия): ведь так все и задумывалось! От лица сотрудников своей страховой компании Николай Басов заверил собравшихся, что отказов в выплате в случае неправильного или неточного оформления европротокола у них не бывает. Владимир Папорт подтвердил, что, при необходимости квалифицированной помощи в составлении европротокола можно и позже обратиться с фотографиями в ГИБДД, и никто не откажет. Идеальным вариантом в ситуации видится работа еврокомиссаров, но в нашем регионе этот опыт не прижился: не выгодным оказалось дело. Вот и приходится автовладельцам самостоятельно проходить краткий всеобуч оформления бумаг по шпаргалкам страховых компаний, как правило, уже после ДТП.
Прозвучало на пресс-конференции предложение ввести обучение по европротоколу в программу автошкол, только кто ж их обяжет, и оплатит лишние часы? Согласно статистике, сегодня по европротоколу в Псковской области оформляется каждое четвертое ДТП. В свете грядущего увеличения ценовой планки европротокола - стоимости предполагаемого ущерба с 50 до 100 тысяч рублей, страховые компании прогнозируют увеличение оформлений по европротоколу до половины всех ДТП (сегодня средняя выплата по полису в Псковской области -75-80 тысяч рублей).
ЭТАЛОН - НОВАЯ ДЕТАЛЬ
Много вопросов вызывает пока и натуральное возмещение ущерба, от которого автовладелец не вправе отказаться (при наличии подходящей СТО в радиусе не более 50 км). По данным «Росгосстраха», в Псковской области в восьми районах вообще нет СТО, и там автомобилисты получают компенсацию ущерба в денежном выражении, а вот ситуация, когда пскович не может выбрать из восьми предложенных ему станций и выражает желание получить компенсацию ремонта, всех заводит в тупик: не положено, надо ремонтироваться, страховщик оплатит.
Из положительно зарекомендовавших себя нововведений собравшиеся отмечали долгожданное принятие единой методики расчета ущерба при ДТП и решение при необходимой замене деталей и агрегатов ориентироваться только на новые изделия, не применяя к их стоимости общий коэффициент физического износа автомобиля. Пятнадцать лет ОСАГО не прошли даром и сформировали целую инфраструктуру и научную базу, ориентированную на исполнение закона. Динамичность изменений закона об ОСАГО не дает расслабляться никому.
СПРАВКА
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - вид страхования ответственности, возникший в США в 20-х годах XX века и получивший очень широкое распространение в 40-50-хх годах в Европе (а позже - и в остальном мире). В СССР идея введения этого закона тоже обсуждалась - в 60-х годах XX века, но тогда от внедрения страхования решили воздержаться. Вернулись к разработке этого закона в 1993-1994 годах, окончательно же ОСАГО пришло в Россию 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора и ПЛН.