
Отмечать Яблочный Спас, он же - Преображение Господне, в Пушкинском Заповеднике давно стало доброй традицией. С одной стороны, музейщики напоминают своим гостям о всевозможных «яблочных историях» в жизни Пушкина. Например, как под письмом Анне Керн ставил в качестве подписи: «Весь ваш яблочный пирог». Или как обожал мочёные яблоки, так что тригорским барышням-соседкам иногда даже приходилось выпрашивать их у скуповатой ключницы для дорогого гостя. Вспоминают, кстати, и другого тригорского визитёра - приятельствовавшего с Пушкиным и с Алексеем Вульфом поэта Николая Языкова. Именно его стих - первая строка из драматической сказки «Жар-птица»: «Вот яблоки так яблоки, на славу!» - стал постоянным названием музейного праздника. Стихи Пушкина, конечно, на празднике тоже читают - то про сказочное наливное яблочко, а то и про искушение Евы: Два яблока, вися на ветке дивной (Счастливый знак, любви символ призывный), Открыли ей неясную мечту...»
«...ОБРАЩАЯ ГОЛОСА НА СОСЕДНИЕ ДЕРЕВНИ»
С другой стороны, современному человеку этот августовский праздник открывает огромный пласт невероятно красивых «свычаев и обычаев» русского народа. В Пушкиногорье, например, издревле отмечали Яблочный Спас по-особому. Он входил в число так называемых «заветных праздников», которые длились по три дня и непременно включали в себя особые молебны: «По деревне ходили с крестным ходом, несли иконы, батюшка служил в каждом доме, а потом богослужение было на горах. После службы женщины на горе пели «долевые» песни, обращая свои голоса на соседние деревни». Плоды освящали в церкви, угощали ими близких и тех, кто нуждается в исцелении или просто дружеской поддержке, в помощи. Яблоками поминали уснувших вечным сном предков.
В усадебных садах на северо-западе России в XIX веке яблоки всегда были основной плодовой культурой. В общем, неудивительно, что «яблочная тема» так важна для музейщиков, задача которых не просто рассказать о поэте и о затерянной в глуши лесов деревеньке, где Пушкин «...провёл изгнанником два года незаметных», но воссоздать для своих посетителей суть и смысл, саму атмосферу небогатой дворянской усадьбы XIX века. А в идеале научить современного человека жить в гармонии с собой и с природой - в широком смысле этого слова. И «яблочная тема» для этого - да, частный случай, но «случай» важный необычайно.
ВЫРАСТИТЬ ХОЗЯИНА
Итак, сначала о собственно яблоках. В усадебных садах, за которыми в Пушкинском Заповеднике ухаживают очень грамотно и с любовью, растёт и обильно плодоносит множество плодовых деревьев. Только яблонь здесь более сорока сортов, причём как старинных, так и современной селекции: есть золотистожёлтый, сочный Орловский Синап, есть твёрдый красненький Талвенаудинг, есть пряное Борсдорфское луковичное...
Время от времени работники музейной садово-парковой службы устраивают мастер-классы и методические занятия по уходу за деревьями, проводят дегустации разных сортов (это касается не только яблок, но и, например, смородины). Готовят сотрудники «зелёной службы» и красочные выставки плодов, по ходу которых с удовольствием консультируют туристов и местных жителей по всем возникающим у них вопросам. И здесь, заметим, частенько цитируют не только
специалистов-агрономов, но и того же Александра Сергеевича, который, явно со знанием дела, описывал в «Капитанской дочке», как генерал Андрей Карлович Р., комендант Оренбургской крепости «...осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощию старого садовника бережно их укутывал тёплой соломой».
Эту часть работы садово-парковой службы в «Михайловском» относят к числу самых значимых. Ухоженные заповедные сады и рощи - не «музейный экспонат». Нужно растить не только сад, но и поколение рачительных хозяев, готовых работать на земле, разбивать и обихаживать свои сады, убеждены в заповеднике. Только тогда не просто пресловутая экологическая ситуация, но и вся наша жизнь наладится!
ЭКОЛОГИЯ ДУШИ
Человек, однако, - процитируем Дмитрия Лихачёва - «...живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если, - пишет академик, - природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам». Именно Лихачёв впервые заговорил об экологии души. Музейный «Спас» - слово из той же строки, яблоко из того же сада.
По традиции праздник и в этот раз начали с молитвы - с водосвятного молебна и с чина освящения плодов, который провёл настоятель храма Казанской Божией Матери в Пушкинских Горах отец Михаил. В сослужении у него были певчие из Псково-Печерского монастыря, точнее, новый, менее месяца назад созданный концертный ансамбль из числа участников монастырского хора.
Музейный праздник, по сути, стал дебютным выступлением этого творческого коллектива - после службы гости из Печор дали концерт, который специально готовили к михайловскому Яблочному Спасу. В программу вечера включили народные песни в преложении В. Агафонникова, А. Свешникова, А. Ленского и других мастеров, а ещё вокальную миниатюру «Падают яблоки» псковских авторов - композитора Николая Мишукова и поэта Олега Тиммермана. Для своего первого концерта, рассказал руководитель нового ансамбля Иоанн Секретарёв, выбирали пьесы, которые, при всей их красоте, почему-то обделены вниманием исполнителей и звучат незаслуженно редко.
Дивную музыку дополнили великолепными стихами часто тоже не очень «читаемых» авторов. Например, Николая Львова, жившего и творившего за полвека до Пушкина. Или нашего современника «Димы Керусова» - под этим псевдонимом пишет стихи актёр Егор Бероев. Не обошлось, впрочем, и без «имперских яблок» Марины Цветаевой, или «осенних» стихов Брюсова и Фета.
В эту перекличку времён и стиле-настроений органично влились и крестьянские, дошедшие до нас еще со времён Пушкина, игры и хороводы, которые с участниками праздника - пушкиногорцами и псковичами, гостями из обеих российских столиц, из Печор и Опочки - затеяли участники этнографического ансамбля, работающего при музее.
Словом, светился наш праздник - как наливное яблочко.
Алина ЕГОРОВА.
Фото автора