
Публичные встречи руководителей медицинских учреждений с населением проходят второй год по приказу председателя областного комитета здравоохранения Псковской области Игоря Потапова. Такой формат «обратной связи» выгоден и докторам, и пациентам. Одни узнают о том, что волнует людей, из первых уст. Другие имеют шанс решить проблему, если не «здесь и сейчас», то, по крайней мере, в ближайшее время. Вот и Галина Неваленная, обращаясь к псковичам, подчеркнула, что сотрудники поликлиники открыты к любым формам общения и работы. Предлагаем читателям «Псковской провинции» ответы главврача на самые распространенные вопросы пациентов, которые не только звучат на публичных встречах, но встречаются в редакционной почте.
1. У вас и так не хватает врачей, а летом, когда они массово уходят в отпуск, обратиться за помощью не к кому. Что делать?
Несмотря на то, что 1, 2 и 3 подразделения городской поликлиники находятся в разных зданиях и районах города, они являются одним юридическим лицом, и это большой плюс. Ведь если раньше мы могли пациенту отказать, то теперь без всяких проблем перенаправляем его из одного подразделения в другое. Правило это работает и во время отпусков.
2. Я живу на улице Владимирской (это Псковский район), но хочу обслуживаться в поликлинике №2, до которой мне ближе добираться. Мне отказали. Законно ли это?
Любой житель города может открепиться от одной поликлиники и прикрепиться к другой. Но при условии, что у медицинской организации есть возможность его обслуживать. Подразделение №2 на улице Коммунальной очень перегружено. Когда это здание строилось, предполагалось, что оно будет обслуживать 20 тысяч человек, а с разрастанием Завеличья взрослое население увеличилось до 80 тысяч. Нужны дополнительные помещения, которых пока нет. Проблему усугубляет дефицит кадров. Терапевтов не хватает. Если мы прикрепим всех, кто по умолчанию должен обращаться в другую медицинскую организацию, то ухудшатся условия обслуживания «законных» пациентов.
3. В большинстве городских поликлиник не созданы условия для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые больше, чем кто бы то ни был нуждаются в медицинском контроле. Как им быть?
Да, лифты и другие приспособления для маломобильных групп населения есть не везде, и решить проблему быстро не представляется возможным. Но это не значит, что такие пациенты остаются без помощи. Мы можем обеспечить их медицинское сопровождение. При необходимости врачи спустятся на первый этаж. Также есть возможность организовать обследование лежачих пациентов на дому, в частности, забрать анализы, сделать ЭКГ, получить заключение терапевта.
4. Еще десять лет назад представители областного комитета здравоохранения обещали, что попасть к врачу можно будет быстро и без всякой очереди. Сколько еще ждать?
Привычку вставать ни свет ни заря, и «штурмом» брать регистратуру мы считаем неприемлемой. Это, если можно так выразиться, вчерашний день системы здравоохранения. В настоящий момент есть возможность предварительно записаться практически ко всем врачам — через единый телефон, инфоматы или Интернет. Также для этих целей в каждой поликлинике работает кабинет предварительной записи, или отдельное окно в регистратуре. Кроме того, теперь на каждом рабочем месте есть компьютер, и терапевт сразу может записать вас к любому узкому специалисту. Для того, чтобы исключить лишние хождения пациента, вся Псковская область работает в единой информационной системе. У нас есть связь со всеми медицинскими организациями региона, в том числе онкологическим диспансером, поликлиникой областной больницы и консультативнодиагностическим отделением городской больницы. Туда мы направляем наших пациентов, если не хватает собственного кадрового потенциала.
5. Среди пациентов поликлиник очень много пенсионеров. Отчасти из-за этого работающему населению бывает трудно пробиться к врачу. Когда появятся доктора, обслуживающие пожилое население?
Очень скоро, точнее, уже в следующем году. Специалисты, которые лечат пациентов преклонного возраста (от 65 лет и старше), называются гериатрами. Во многих регионах они уже работают. Псковская область также вошла в программу, в рамках которой будет развиваться эта важная и востребованная среди населения медицинская специальность. Владеющие ею врачи пройдут дополнительную подготовку для того, чтобы учитывать особенности пожилого населения в плане лечения, обследования, подбора доз лекарственных средств. Уже этой осенью в нашей поликлинике будут обучены три специалиста-гериатра для того, чтобы вести специализированный прием.
6. Медицинские работники часто срываются на пациентов, которые, в свою очередь, тоже за словом в карман не лезут. Есть ли способ разорвать этот замкнутый круг?
Я ни в коей мере не оправдываю своих коллег, но хочу заметить, что повышенная нагрузка и высокий процент совместительства (все это — следствия дефицита кадров) приводят к быстрому эмоциональному выгоранию. Для того, чтобы подобных срывов было меньше, наши сотрудники участвуют в тренингах, которые проводит кандидат психологических наук Лариса Максименкова. Она обучает навыкам предотвращения или прекращения конфликта. Было время, когда пациенты и медицинские работники, как две враждующие стороны, находились по разные стороны баррикад. Но для того, чтобы победить болезнь, они должны объединиться. Уверена, занятия с психологом этому способствуют.
Следующая встреча Галины Неваленной с населением состоится 8 ноября.
Ульяна МИХАЙЛОВА.