
Открытая улыбчивая девушка рассказывает о своих успехах, заметно смущаясь, и больше радуется гордости родителей за нее. Ирина живет в деревне Писковичи Псковского района, там же окончила школу. В числе главных увлечений с детских лет - конный спорт, волейбол, подвижные игры на свежем воздухе. Что может увлечься разработкой инновационных проектов, говорит, сама от себя не ожидала: на помощь пришел кружок «Новаторы» и... мухи.
Руководитель студенческого кружка старший преподаватель Иван Войку во время «мозговых штурмов» призывает ребят замечать повседневные проблемы, раздражающие факторы и моменты, усложняющие быт, совместно размышлять над ними. И в этих спорах порой рождаются такие интересные и до гениального простые идеи, что только диву даешься: как же раньше никто не додумался? Затем начинается поиск аналогичных конструкций, и, если оказывается, что идея «чистая», автор с энтузиазмом берется за дело. Так и Ирина при помощи своего научного руководителя стала изобретателем рамки-ловушки для насекомых.
Живет ведь наша героиня в деревне, а там - дача, и летом этих насекомых - и мух, и бабочек, и комаров - просто пруд пруди, очень раздражают, особенно в доме. Липкие ленты так себе решение: и насекомых не привлекают, и глаз не радуют, скорее, портят интерьер. В процессе размышлений над этим явлением и родилась идея рамки-улавливателя с диодной подсветкой для привлечения насекомых, в том числе - в темное время суток. Расчетная стоимость реализации серийно произведенного устройства не превышает 500 рублей, производство простое, и уже есть заинтересованные в покупке патента инвесторы. Изобретение ведь оказалось действительно полезное для сельского быта. А еще очень экологичное, не наносящее вреда ни людям, ни животным, симпатичное на вид и, к тому же, легко видоизменяемое под любой интерьерный дизайн. Но по принципу «сапожник без сапог» на даче у Ирины пока все по старинке: руки не доходят сделать второй вслед за опытным образец, тогда как опытный и единственный экземпляр устройства еще пребывает в статусе «секрета фирмы» и хранится в университете у научного руководителя и соавтора работы.
Впрочем, вклад и пример научного руководителя в свое изобретение студентка считает определяющим, говорит, что без него бы ничего не было. «Иван Петрович сам горит и всех кружковцев заразил своей увлеченностью», - говорит студентка. А перечисление своих любимых предметов начинает с курса по решению нестандартных задач - самого странного и увлекательного, по мнению Ирины, в пестром перечне дисциплин, с которыми сталкиваются инноватики. Решение производственных, организационных и технических головоломок, которое, кроме прочего, подразумевает предмет - одно из любимых развлечений девушки, в том числе и на каникулах: ищет в Интернете разные неразрешимые задачи и ломает над ними голову. Мечтает, что именно эта стезя станет ее профессиональной карьерой: очень хочется работать по специальности. При том, что студенты курса получают базовые знания по многим специальностям, силен и экономический блок (для нашей героини не самая «сладкая» составляющая обучения), работать можно практически в любой сфере. Менеджер - это универсал, способный интегрироваться в любую среду, а вот инноватик - это уже почти изобретатель, и именно в таком качестве, увлекательном, ярком, динамичном, и хотелось бы продолжать карьеру. Несколько забегая вперед, можно сказать, что Ирина уже искала и нашла работу по любимой специальности в Москве, только вот впереди еще год учебы и семейные обстоятельства, и, возможно, такая специальность окажется востребованной и поближе к дому. Время покажет. Строить жесткие модели судьбы - дело неблагодарное, и, возможно, где-то уже выписан патент.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.