Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:45

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №34 (9887), 29/08/2018

Тана-Марха моей души

Год назад на Дне города родилась новая традиция - фестиваль «Этно-Мода-Псков». Во второй раз он тоже прошел на «ура!», модное дефиле и фольклорные мотивы привлекли сотни прекрасных псковитянок с сопровождающими (а куда же им деваться?), спровоцировали бум интереса к традиционной одежде в народных традициях и особенно вдохновили рукодельниц.

 Сегодня мы встречаемся с одной из них, которая и каноны костюма знает, и рассказать-показать-пошить умеет, и, главное, является выдумщицей, идеологом и организатором фестиваля «Этно-Мода-Псков» - с Аленой Ивановой. В обычной жизни Алена - руководитель студии дизайна «Русский современный костюм».

Алена родом из Хакасии, из небольшого поселка Верхний Имек в верховьях Енисея. Говорит, что в большой семье ее родителей было много художников, вышивальщиц, ткачих, и очень ценилось все сделанное руками - ремесло. Два из трех высших образований мастерицы связаны с дизайном костюма. Серьезное увлечение и научные исследования посвящает сбору информации о народных костюмах малых народностей Сибири. Поясняет, что в этой сфере слишком мало сохранилось информации, никто тему глубоко не изучал, а сохранить очень важно, так что если удается что-то собрать по крупицам из разных источников - уже успех.

А из собственных коллекций мотивам родного края посвящена любимая «Тана Марха - большая перламутровая пуговица моей души». Мы идем к висящим костюмам, и Алена показывает стилизации этой самой сакральной хакасской пуговицы, надеваемой ребенку от рождения в качестве главного оберега. И пусть крой авангардный, яркий, и чуть секси, но пуговицы в энергетически важных местах - не просто украшения, но - защита. Настоящий народный костюм надо уметь прочитать, тут дилетанту не справиться, дизайнер раскрывает смыслы. Этот вот костюм означает птицу и покроен соответственно - спинка с хвостиком, крылья, а вот защитную функцию выполняют вышитое изображение и подвески-зубы на спине. Материалы исключительно натуральные - лен, хлопок, кожа, стачные швы расположены в непривычных местах, удалены от лимфотоков и тщательно скрыты, и это тоже очень важно. А в целом нарядно и вполне уместно, можно представить на улицах современного Пскова. Более того, это в тренде.

-    Алена, вам тоже кажется, что популярность этнических мотивов в одежде сегодня не ограничивается ролевиками и исполнителями фольклора, а активно выплескивается на улицы?

-    Думаю, это очевидно. Женщины, дети, даже мужчины порой обращаются с просьбой не просто о народной рубахе, но о правильно пошитой, крестом. Значит, что-то слышали об основах кроя, интересовались философией одежды. Собственно, ради этого и придуман наш фестиваль. Хотелось бы разбудить в людях интерес к изучению истоков народной культуры, пониманию национальной самоидентичности и развитию традиций.

В этом году к нам на фестиваль «Этно-Мода-Псков» приехали дизайнеры из разных уголков страны и ближнего зарубежья, привезли невероятно интересные концептуальные работы. Возглавлявший жюри директор Московского института дизайна и рекламы Андрей Сафинин даже сам не удержался, прямо с подиума купил себе дизайнерскую рубашку Надежды Касаткиной (Удмуртия). К слову, молодой дизайнер для многих стала открытием и получила гран-при фестиваля. Несомненным плюсом ее коллекции стала именно носибельность, естественность для каждого дня.

-    А чем лично вас порадовал фестиваль? Как оцениваете — получилось?

-    Я думаю, и второй фестиваль - это пока только проба формата, наработка традиции. Пока мы плотно срастаемся по духу с Городом мастеров - выставкой ремесел. Удивительный интерес псковичей к семинарам экспертов, в частности - Андрея Сафинина, выявляет, сколько у нас потенциальных участников и разных талантов.

Жаль, что не случился визит фольклориста-собирателя Сергея Глебушкина, зато он передал нам для показа бесценные наряды из своей коллекции - сарафанные комплексы XIX-начала XX веков семи губерний. Это подлинные костюмы, и они, безусловно, были интересны и современным авторам, и даже экспертам фестиваля. Приехало меньше делегаций, чем ожидалось, всего пятнадцать, из разных уголков нашей страны и Белоруссии. Интересную народную коллекцию с мехом продемонстрировала псковский мастер Светлана Шумейко. В представлении ее коллекции приняла участие и наша знаменитая колясочница Вера Курбанова - активистка, спортсменка и просто красавица.

В целом, фестиваль этого года логично рассматривать как репетицию Ганзы-2019. Думаю, у нас все получилось насыщенно, красиво и празднично. Погода, правда, для показов оказалась тяжелой - невыносимая жара плохо сочетается с закрытыми многослойными нарядами, так что ко второму дню ряды участников чуть поредели. Фольклорный коллектив «Карамышевские балагуры», например, приехал в уже измененном составе. Но выступили так, и костюм «Дымковскую игрушку» преподнесли, что заняли в номинации первое место.

-    Но и вы этот раз представляли коллекцию костюмов для творческого коллектива, в которой выступал «Сказ».

- Они не рассматривались как участники конкурса. Но могу похвастаться, что ребята выступали в этих костюмах на Ганзейских днях в Ростоке и смотрелись там замечательно. Без фольклорных коллективов «Этно-Моду» представить трудно, они создают особое настроение и колорит. Мне даже хотелось бы на будущее, чтобы приезжающие на показ коллективы могли не только пару-тройку народных песен исполнить, но и предложить нечто большее, в свободном формате. Например, обряд: свадьбы, праздники рождения ребенка или сбора хлебов... Такое театрализованное выступление и шоу разнообразит, и зрителей всячески порадует, и покажет, что народный костюм - это не просто нарядно и исторично, но еще - красиво, удобно и практично. А то ведь до сих пор слышу сомнения: мол, этника - хорошо, а в лес за грибами все равно в джинсах.

-    А разве это не так?

-    Конечно, нет. Сегодня очень много говорится и пишется об энергосберегающей сути одежды, это очень интересное направление изучения опыта предков. Да вы сами попробуйте надеть сарафан до пят и выйти в нем куда-нибудь в поле. Сразу почувствуете, как наполняетесь энергией, поздоровеете и повеселеете стопроцентно. Юбка-колокол аккумулирует и дарит вам энергию земли. Важно использовать натуральные ткани - лен, хлопок, шелк. Не случайно у многих участников и коллекции посвящены природным элементам. У Надежды Касаткиной, к примеру, была коллекция «Источник и земляника», символизирующая дружбу и взаимопроникновение русского и удмуртского народов. Одна из личных любимых коллекций - «Подснежники». Кажется, очень нежная и вполне практичная. В стилизации можно играть мотивами, простор фантазии безграничен, это благодатная нива для разных видов творчества, но главное в народной одежде то, что она дает здоровье и силу, в ней хорошо и комфортно жить.

-    И как планируете ее продвигать?

-    Энтузиазмом единомышленников. При Доме ремесел открывается этно-культурное сообщество «Костюм, ремесло, аксессуары», а с этой осени начнет работать Школа дизайна и ремесел.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.

Фото из коллекции Алены ИВАНОВОЙ.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков