
Сегодня мы встречаемся с одной из них, которая и каноны костюма знает, и рассказать-показать-пошить умеет, и, главное, является выдумщицей, идеологом и организатором фестиваля «Этно-Мода-Псков» - с Аленой Ивановой. В обычной жизни Алена - руководитель студии дизайна «Русский современный костюм».
Алена родом из Хакасии, из небольшого поселка Верхний Имек в верховьях Енисея. Говорит, что в большой семье ее родителей было много художников, вышивальщиц, ткачих, и очень ценилось все сделанное руками - ремесло. Два из трех высших образований мастерицы связаны с дизайном костюма. Серьезное увлечение и научные исследования посвящает сбору информации о народных костюмах малых народностей Сибири. Поясняет, что в этой сфере слишком мало сохранилось информации, никто тему глубоко не изучал, а сохранить очень важно, так что если удается что-то собрать по крупицам из разных источников - уже успех.
А из собственных коллекций мотивам родного края посвящена любимая «Тана Марха - большая перламутровая пуговица моей души». Мы идем к висящим костюмам, и Алена показывает стилизации этой самой сакральной хакасской пуговицы, надеваемой ребенку от рождения в качестве главного оберега. И пусть крой авангардный, яркий, и чуть секси, но пуговицы в энергетически важных местах - не просто украшения, но - защита. Настоящий народный костюм надо уметь прочитать, тут дилетанту не справиться, дизайнер раскрывает смыслы. Этот вот костюм означает птицу и покроен соответственно - спинка с хвостиком, крылья, а вот защитную функцию выполняют вышитое изображение и подвески-зубы на спине. Материалы исключительно натуральные - лен, хлопок, кожа, стачные швы расположены в непривычных местах, удалены от лимфотоков и тщательно скрыты, и это тоже очень важно. А в целом нарядно и вполне уместно, можно представить на улицах современного Пскова. Более того, это в тренде.
- Алена, вам тоже кажется, что популярность этнических мотивов в одежде сегодня не ограничивается ролевиками и исполнителями фольклора, а активно выплескивается на улицы?
- Думаю, это очевидно. Женщины, дети, даже мужчины порой обращаются с просьбой не просто о народной рубахе, но о правильно пошитой, крестом. Значит, что-то слышали об основах кроя, интересовались философией одежды. Собственно, ради этого и придуман наш фестиваль. Хотелось бы разбудить в людях интерес к изучению истоков народной культуры, пониманию национальной самоидентичности и развитию традиций.
В этом году к нам на фестиваль «Этно-Мода-Псков» приехали дизайнеры из разных уголков страны и ближнего зарубежья, привезли невероятно интересные концептуальные работы. Возглавлявший жюри директор Московского института дизайна и рекламы Андрей Сафинин даже сам не удержался, прямо с подиума купил себе дизайнерскую рубашку Надежды Касаткиной (Удмуртия). К слову, молодой дизайнер для многих стала открытием и получила гран-при фестиваля. Несомненным плюсом ее коллекции стала именно носибельность, естественность для каждого дня.
- А чем лично вас порадовал фестиваль? Как оцениваете — получилось?
- Я думаю, и второй фестиваль - это пока только проба формата, наработка традиции. Пока мы плотно срастаемся по духу с Городом мастеров - выставкой ремесел. Удивительный интерес псковичей к семинарам экспертов, в частности - Андрея Сафинина, выявляет, сколько у нас потенциальных участников и разных талантов.
Жаль, что не случился визит фольклориста-собирателя Сергея Глебушкина, зато он передал нам для показа бесценные наряды из своей коллекции - сарафанные комплексы XIX-начала XX веков семи губерний. Это подлинные костюмы, и они, безусловно, были интересны и современным авторам, и даже экспертам фестиваля. Приехало меньше делегаций, чем ожидалось, всего пятнадцать, из разных уголков нашей страны и Белоруссии. Интересную народную коллекцию с мехом продемонстрировала псковский мастер Светлана Шумейко. В представлении ее коллекции приняла участие и наша знаменитая колясочница Вера Курбанова - активистка, спортсменка и просто красавица.
В целом, фестиваль этого года логично рассматривать как репетицию Ганзы-2019. Думаю, у нас все получилось насыщенно, красиво и празднично. Погода, правда, для показов оказалась тяжелой - невыносимая жара плохо сочетается с закрытыми многослойными нарядами, так что ко второму дню ряды участников чуть поредели. Фольклорный коллектив «Карамышевские балагуры», например, приехал в уже измененном составе. Но выступили так, и костюм «Дымковскую игрушку» преподнесли, что заняли в номинации первое место.
- Но и вы этот раз представляли коллекцию костюмов для творческого коллектива, в которой выступал «Сказ».
- Они не рассматривались как участники конкурса. Но могу похвастаться, что ребята выступали в этих костюмах на Ганзейских днях в Ростоке и смотрелись там замечательно. Без фольклорных коллективов «Этно-Моду» представить трудно, они создают особое настроение и колорит. Мне даже хотелось бы на будущее, чтобы приезжающие на показ коллективы могли не только пару-тройку народных песен исполнить, но и предложить нечто большее, в свободном формате. Например, обряд: свадьбы, праздники рождения ребенка или сбора хлебов... Такое театрализованное выступление и шоу разнообразит, и зрителей всячески порадует, и покажет, что народный костюм - это не просто нарядно и исторично, но еще - красиво, удобно и практично. А то ведь до сих пор слышу сомнения: мол, этника - хорошо, а в лес за грибами все равно в джинсах.
- А разве это не так?
- Конечно, нет. Сегодня очень много говорится и пишется об энергосберегающей сути одежды, это очень интересное направление изучения опыта предков. Да вы сами попробуйте надеть сарафан до пят и выйти в нем куда-нибудь в поле. Сразу почувствуете, как наполняетесь энергией, поздоровеете и повеселеете стопроцентно. Юбка-колокол аккумулирует и дарит вам энергию земли. Важно использовать натуральные ткани - лен, хлопок, шелк. Не случайно у многих участников и коллекции посвящены природным элементам. У Надежды Касаткиной, к примеру, была коллекция «Источник и земляника», символизирующая дружбу и взаимопроникновение русского и удмуртского народов. Одна из личных любимых коллекций - «Подснежники». Кажется, очень нежная и вполне практичная. В стилизации можно играть мотивами, простор фантазии безграничен, это благодатная нива для разных видов творчества, но главное в народной одежде то, что она дает здоровье и силу, в ней хорошо и комфортно жить.
- И как планируете ее продвигать?
- Энтузиазмом единомышленников. При Доме ремесел открывается этно-культурное сообщество «Костюм, ремесло, аксессуары», а с этой осени начнет работать Школа дизайна и ремесел.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.
Фото из коллекции Алены ИВАНОВОЙ.