
ОХОТНИКИ НАШЛИ
По словам руководителя поискового военно-патриотического клуба «Купол» регионального отделения ДОСААФ России Псковской области Виктора Струнченко, об этом самолёте стало известно в прошлом году. О его месте падения в глухомани сообщил руководитель областного товарищества охотников и рыболов Юрий Тихонов. Охотники случайно нашли воронку около 5 на 4 метра и фрагменты боевой машины.
Из-за дождливого лета в прошлом году поисковикам не удалось провести разведку. Никак было не добраться до воронки. От трассы до неё почти 13 километров бездорожья. Единственное, что сделали - побеседовали с егерем, охотниками и местными жителями, которые хоть что-то могли рассказать. Очевидцев и свидетелей ни бомбёжки врага, воздушной дуэли, ни падения самолёта не нашли.
СГОРЕЛИ ЗАЖИВО
Экспедиция по подъёму самолёта, согласованная с руководством ДОСААФ России и Министерством обороны, была перенесена на этот год. Весенняя разведка подтвердила информацию охотников. Поисковики нашли фрагменты стойки шасси и алюминиевой обшивки. Рядом с воронкой - обгорелую человеческую кость. Кроме того, удалось узнать о том, что один из членов экипажа выпрыгнул с парашютом и пришёл в деревню. Он рассказал здешним жителям о гибели товарищей. Это произошло за день до того, как в эту местность нагрянули немцы.
Работа по подъёму самолёта началась в августе. Помимо поисковиков работали юнармейцы Добычинской средней школы Палкинского района. Содействие оказали частное предприятие, а также командиры межвидового учебного центра РВСН и вертолётного полка. Незаменимым оказался экскаватор. Фрагменты самолёта и останки людей извлекали из пятиметрового пласта торфа и глины. Удар машины о землю был такой силы, что не сохранилось ни одной целой человеческой кости. Все они выглядят, будто перемолотые. Вероятно, фрагменты машины от удара разлетелись на сотни метров. Падающий бомбардировщик пылал - это подтверждают сильно обгоревшие останки лётчиков и расплавившийся металл. По номеру двигателя удалось установить данные о членах экипажа, выполняемом им задании и дату гибели.
СОВСЕМ ЕЩЁ МАЛЬЧИШКИ...
7 июля по заданным целям работали несколько наших бортов 203-го дальнего бомбардировочного авиаполка 51-й авиационной дивизии. По предварительным данным, их атаковали немецкие истребители. В ходе воздушного боя часть наших машин была сбита противником. Где они лежат - неизвестно. Конкретно можно говорить только об экипаже Степана Васильева, чей самолёт, вернее, то, что от него осталось, нашли и подняли. И стало одной безымянной братской могилой меньше.
Лётчика, которому удалось выжить, звали Степан Матвеевич Васильев. Он был в звании младшего лейтенанта. Родился в 1918 году, служил в РККА с 1939 года. Удалось выяснить, что за короткое время его самолёт сбили дважды. Первый раз это произошло в самом начале войны
- 27 июня 1941 года при налёте на Даугавпилс. Тогда Васильев тоже спрыгнул с парашютом и благополучно вернулся в полк. Увы, до победы отважный лётчик не дожил: его машину сбили в третий раз. Васильев выжил в бою, но 10 февраля 1942 года умер от ран и был похоронен в деревне Куры Ржевского района Калининской (ныне - Тверской) области.
Для остальных членов экипажа бой под Островом стал последним. Для штурмана звена, старшего лейтенанта Михаила Владимировича Виноградова, 1910 года рождения, уроженца села Толстопятово Буйского района Ярославской области (ныне - Костромской). Штурман служил в РККА с 1929 года. Был женат на Зое Никаноровне Виноградовой.
Для воздушного стрелка-радиста, сержанта Василия Александровича Говоруна, 1919 года рождения. Он был родом из села Новопокровка Ново-Покровского сельсовета Тельмановского района Крымской АССР.
Место гибели ДБ-3 стало братской могилой и для уроженца деревни Пады Ленинского сельсовета Липецкого района Воронежской области - воздушного стрелка, младшего сержанта Григория Мироновича Кузнецова, 1919 года рождения.
В ходе раскопок удалось найти личные вещи: 15-ти и 2-х-копеечные монеты, механизм наручных часов - без корпуса и стекла, ремни парашютной системы, остатки сгоревшего комбинезона и кожаного ремня, подмётки от сапог, пуговицу, застёжку от полевой сумки.
СРЕДИ ПРОПАВШИХ НЕ ЧИСЛЯТСЯ
- Мы подняли останки членов экипажа, теперь главное - найти родственников. Они должны быть, если не близкие, то, по крайней мере, дальние. Возможно, откликнутся сослуживцы - хотя шансов совсем мало, односельчане. Для этого нами уже направлены запросы во все инстанции. Остаётся ждать ответа, - сказал Виктор Струнченко. По его словам, экипаж будет предан земле на воинском мемориале со всеми воинскими почестями, согласно Воинскому уставу - с оркестром, караулом, салютной группой. Место погребения пока не выбрано.
Увы, подробностей тех событий нам уже никогда не узнать. В архиве сохранились документы, в них скупая запись: «... не вернулись с боевого задания». Как никогда не узнать, какими были в жизни эти совсем молодые ребята, о чём они мечтали, какие строили планы, кого любили. Война разом всё перечеркнула. Но мы знаем, что они погибли за Родину на псковской земле и больше не числятся среди пропавших без вести. И дай Бог, чтобы этих ребят спустя десятилетия дождались те, кто ждал, не теряя последней надежды. С замиранием в сердце на любой скрип калитки. До рези в глазах, всматриваясь в бездонное мирное небо. Хоть в этом повезёт героям и их близким.
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru.
Фото из архива Виктора СТРУНЧЕНКО.