
Покупательница вернула оплаченный по карте товар спустя три дня, и примерно через сутки на ее карту поступило сообщение об отмене покупки, а деньги не пришли. Кто виноват и что делать? Попробуем разобраться.
Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность возврата или замены товара в различных ситуациях, и большинство продавцов исполняют требования закона беспрекословно, даже без написания письменных заявлений, претензий и прочих формально стей. Мы к этому привыкли и... расслабились. По нынешним реалиям - совершенно напрасно, желательно все же протоколировать каждый шаг. Иными словами, при каждом действии и в каждой инстанции описывать ситуации и сущность претензий в заявлениях в двух экземплярах, один из которых при передаче заверять у принимающей стороны и оставлять себе.
Жизнь вносит свои коррективы, прогресс предлагает новые формы взаимодействия продавцов и покупателей, и процесс этот идет быстрее, чем формируется буква закона. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники, регламентированный 54-ФЗ, дал мощный толчок повсеместному внедрению эквайринга, и сегодня практически в любой торговой точке можно расплатиться банковской картой. Вы оплачиваете билеты или покупаете фисташки по карте, и при этом в процессе оказываются задействованы три банковских счета: ваш, продавца и промежуточный - банка эквайера, обеспечивающего перевод. Кроме того, информация о вашей покупке - где, что и за сколько вы купили - будет переда на в ФНС и ее можно сверить онлайн на сайте nalog.ru.
Каким образом в новых реалиях осуществляется возврат денег при возврате товара? Жестких правил на этот счет нет, но ради точной корректировки, учтенной в названных точках информации о покупке, если она была оплачена банковской картой, возврат будет осуществляться обратным перечислением денег на ту же карту. Конечно, при условии, что карта не потеряна и имеет статус действующей. И вот тут начинаются нюансы. Ситуации, в которых купленная продукция оплачивалась банковской картой, отличаются от оплаты наличными.
Возврат денег выполняется на основании предъявления самой платежной карточки и кассового чека. Если товар возвращается непосредственно в день покупки, в терминале оплаты просто отменяется транзакция по оплате. В этом случае деньги, не успев дойти до расчетного счета продавца, практически сразу перечисляются обратно на карточку покупателя.
В любой другой из 14 последующих дней, отводимых законом на возможность возврата товара, процедура возврата денег может значительно превысить положенные по правам потребителей три дня, поскольку регламентируется договором, который заключен между магазином и банком-эквайером. Возврат оформляется электронно на терминале оплаты, сообщение о регистрации возврата и отмене покупки фиксируется во всех трех задействованных банках и на сайте ФНС в течение трех дней. На руки покупателю выдается чек возврата. А вот перевода денег придется подождать по договору - от трех до 30 банковских дней (один из самых распространенных в Пскове банков-эквайеров дает максимальный срок). Главное - не забыть и проконтролировать перевод.
В некоторых ситуациях (при утере карточки) клиент может попросить вернуть денежные средства наличными. Продавцу это не очень удобно, но законом не регламентируется и повода отказать нет.
Сложности и время возврата не должны при этом отпугивать владельцев банковских карт от пользования эквайрингом. Приятным моментом возврата по безналу, к слову, является необязательность предъявления чека о покупке. Достаточно приложить к заявлению выписку из банковского счета.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru