
В 2019 году вклад акциза в прирост розничных цен на бензин Аи-92 будет положительным и составит 3,06 рубля на литр, а вместе с повышенным НДС - 3,59 рубля. По дизельному топливу вклад акциза в прирост розничных цен окажется чуть меньше - 2,4 рубля на литр, а вместе с НДС - 3,07 рубля. Это теоретически.
На практике ситуация выглядит куда более жесткой и касающейся всех без исключения: под шум новогодних праздников скачок топливных цен привел к повышению стоимости продуктов и товаров народного потребления не на 3%, а местами на все тридцать три: продавцы страхуют риски, повышение цен - всегда волна.
СЕТЕВАЯ РАССЫЛКА
Псковским пользователям месендже-ра Whatsapp и пользователям других социальных сетей массово рассылается предложение стать участником флеш-моба «Не покупаем бензин». К слову, речь идет о всероссийском движении. В сообщении информируется, в каком месяце на какой заправке не надо приобретать бензин. В списке - основные операторы рынка.
- Отличная идея, как бороться с ценами на бензин! - пишут авторы веерной рассылки. - Цены на топливо стремительно растут, еще немного - и мы увидим 50-60 рублей за литр, а может быть, и больше. По мысли организаторов флешмоба, если топливо не будут покупать долгий период - продавец будет вынужден снижать цены.
- Когда они снизят цены, другие продавцы будут вынуждены сделать то же самое, - приходят к выводу авторы спам-рассылки. - Но для достижения эффекта нам нужно, чтобы эти компании лишились действительно тысяч клиентов.
В псковском варианте сообщение предлагается переслать хотя бы 30 своим знакомым. «Идея хорошая и благородная. Надо только сделать в ней поправку на местный колорит», - отмечают получившие рассылку и... говорят о готовности участвовать в акции: это совсем не трудно, а вдруг - сработает? Ведь иначе скоро просто придется ходить пешком.
КАК В ЕВРОПЕ
Надо отметить, что идея народного объединения против повышения цен не нова, и родилась именно на топливной почве еще в начале прошлого века где-то за океаном. Правда, тогда и автомобилей было поменьше, и продавцы топлива не так сильны, и народные флешмобы в новинку. Тогда - сработало. Сейчас ситуация выглядит по-другому. Монополисты рынка сильны и готовы соревноваться с потребителями в терпении достаточно долго. А вот насколько народ готов объединить свои усилия и быть в них настойчивыми, большой вопрос. Сто лет назад, как только получившая бойкот компания пошла на уступки и чуть-чуть снизила тариф, к ней фактически сразу вернулись клиенты, пришлось снижаться и другим, акция удалась, но выиграла совсем незначительно. Главное - привлекла внимание правительства.
Свежи в памяти массовые протесты против повышения цен на топливо во Франции в ноябре 2018-го. Тогда по всей стране в протестных мероприятиях приняли участие более 120 000 человек. Люди выходили на дороги, препятствуя движению транспорта, блокировали нефтехранилища. Они были одеты в светоотражающую одежду, поэтому движение получило название «Желтые жилеты». Согласно результатам опросов, более 80% французов требовали, чтобы президент Франции Эмманюэль Макрон и его правительство отменили решение о планируемом повышении налогов на топливо. Некоторых уступок им добиться удалось.
«Обкатывалась» в Европе и акция «Не покупай топливо один день» в начале прошлого года. Водители, ясное дело, запаслись, а производители топлива, говорят, посмеялись. Зря, не заметили главного: автомобилисты готовы объединяться.
НА ПОЛЬЗУ ВСЕМ!
В России к масштабным протестам не привыкли. Акция протеста против повышения цен на бензин, назначенная на полдень 25 декабря, прошла незаметно. «Великого стояния машин», парализующего на час все движение, не сложилось - ни в крупных городах, ни в столицах: то ли предновогодние хлопоты оказались важнее посленовогодних цен, то ли информированность водителей об акции оказалась слабой и не повсеместной. Словом, привлечь внимание правительства не удалось.
Рассылка с сообщениями об акции так же, как и теперь, проводилась посредством соцсетей. Говорят, что ключевые страницы быстро убирались. Но, как сказано в нынешнем сообщении: «В народе есть сила, под которой сломается любая большая корпорация! Пусть сетевой маркетинг наконец-то заработает на пользу всем! (...) И не надо выступать с акциями протеста, чтобы они над нами в очередной раз посмеялись. Тихо, тупо объезжаем их заправки и ждем, когда у них мозги заработают. И помните - 50 копеек не деньги - пусть возвращаются хотя бы к прежним ценам в 16-20 руб/ литр (...) Отправь это сообщение, даже если ты не водитель или ребёнок. Дешевый бензин значит дешевая продукция, и более качественная жизнь...»
В январе не заезжать на заправки одного оператора, указанного в рассылках, а в феврале - на другие? Вообще легко! Трудно только почувствовать себя силой и поверить в успех.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru, с использованием материалов «Российской газеты», ЦДИ Псков, РБК, РИА Новости.
Фото Александра МИЛЬКИ.