
ИСТОКИ
Минувшая суббота - первая Родительская в этом году, день особого поминовения умерших. Издревле по этому поводу специально пекли блины, причем первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то. Предшествующую Масленице неделю называли Пестрой, Мясопустной, подготовительной к большому сыро-масленичному гулянию. Надо отметить, что древний праздник за века полностью растворился в народной православной традиции, и напоминает о языческих корнях лишь славословьями солнцу и сжиганием чучела Масленицы. Впрочем, и эти моменты трактуются вполне по- христиански: вечное Солнце правды
- Христос, а сжигание чучела в Прощеное воскресение логично символизирует сжигание идолов, а также личных грехов и страстей.
Происхождение сложившихся масленичных обрядов интересовало и дореволюционных ученых-исследователей, и среди них были те (В. Ф. Миллер, Б. А. Рыбаков), кто находил привязку празднования Масленицы к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года. Было также распространено мнение, что в эти дни, близ Власьева дня, язычники почитали «скотьего бога» Волоса (Велеса) - ему было принято приносить в жертву масло («у Власия и борода в масле»).
Существует ещё версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей-Весновкой. Д. К. Зеленин относил Масленицу к новогодним обрядам, связанным с очищением, магией первого дня, поминовением и культом предков, «приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста».
В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица - граница между зимой и весной, наследие «древнего солярного культа», не отрицая при этом его поминального значения. Западные исследователи и сегодня видят в масленичных гуляниях прототип своих знаменитых карнавалов. Впрочем, названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись в святцах как церковные.
Словом, стоит почитать все источники, чтобы выбрать что-то свое и успокоиться на малом: праздник свой, родной, веселый-озорной, вначале -поминальный, затем - разгуляй - «узкая Масленица», после чего - широкая Масленица, - Прощеное воскресение, сжигание всего наболевшего и вхождение в Великий пост.
ВСЕ ПО ПЛАНУ
Итак, Сырная или Масленичная неделя достигла середины, и надо свериться, что мы успели?
Понедельник - традиционная встреча со сватами, на которой угощение готовит невестка. Но это личное, а на улице уже должно сооружаться чучело Масленицы. Выполнили?
Вторник - заигрыши и смотрины невест. Касается, конечно, не всех, но многие старались посвятить Масленичную неделю именно сватовству, чтобы после Пасхи, на Красную горку сыграть свадьбу. Считалось, что такой брак будет очень удачным.
Среда - «Лакомка», теща зятя потчует блинами, и иные гости присоединяются.
А вот четверг масленичный - это разгул, разгуляй, перелом, широкий, кривой, толстый четверг, масленичная колядуха, названий не счесть, все вместе говорят о том, что работы пора прекратить, потому как начинается широкая Масленица. Штурм и захват снежного городка, прыжки через костер, песни и проказы - это четверг. Катание в санях соломенного коня или козы в платке - тоже четверг. Телега на крыше дома, коляда под балалайку, вывернутые шубы и перемазанные сажей лица, угощения на улицах - тоже четверг, во всех губерниях - разный. В народной традиции называется - «дурь выпустить», христиане же уже четверг называют прощеным, и с этого дня начинают каяться и просить прощения у всех обиженных и обижающих: процесс взаимный, умиротворяющий всех и вся.
В пятницу, на тещины вечерки дочь-жена маму-тещу в гости встречает, блинами угощает.
В субботу молодые невестки золовок в гости зовут на посиделки. Словом, если по канону пройтись, за неделю все родные и друзья друг с другом должны встретиться-пересечься, за столом друг у друга посидеть, обиды разрешить и в воскресенье с легким сердцем всем вместе отпраздновать общий праздник, чучело сжечь, в забавах поучаствовать. И к вечеру - успокоиться. Впереди - Великий пост.
Его первая неделя - самая строгая, с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и сокрушенным сердцем. И сам пост - время не столь телесного воздержания, сколь - духовного труда, молитвы и благотворительности, «дел любви» по отношению к ближним.
Словом, сегодня - гуляем, но пословицы вспоминаем: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост», «На Масленице пируй и гуляй, да про пост вспоминай».
МАСЛЕНИЦА - 2019
В этом году масленичный разгуляй совпадает с еще одним, новым, но прочно полюбившимся народу праздником - Международным женским днем 8 марта. Розу Люксембург и Клару Цеткин при этом, правда, уже не вспоминают, и с праздником уже не связывают. Поздравляют всех женщин без исключения - цветами, подарками, пожеланиями приятных житейских радостей. Альтернативный христианский «бабий праздник» - День жен мироносиц - завершает весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели и приходится на второе воскресенье после Пасхи - светлого Христова Воскресения. Так что не лишне запомнить, что еще один женский праздник у нас в запасе.
В Пскове же в эти дни готовится чучело Масленицы, цветочные магазины набирают продавцов на самые «горячие» дни продаж, а мастера-ремесленники выставляют свои изделия на множестве открывшихся в эти дни выставках и ярмарках произведений ручной работы. Туристические агентства зазывают в Псков на Масленицу гостей, рекламируя наши туристические маршруты, и, судя по общероссийским рейтингам, псковичам в этой сфере есть чем гордиться: наш город наряду со столицами и крупнейшими этническими музеями попал в десятку самых востребованных маршрутов на масленичные гуляния.
Надо отметить, что с подготовкой к Великому посту постаралась и Митрополия: в Псковской епархии в эти дни проходят богослужения и концерты с участием хора Московского Сретенского Ставропигиального монастыря. 7 марта хор принимает участие в литературно-музыкальной композиции «Несвятые святые» в Большом концертном зале Псковской областной филармонии, 9 марта выступает в конференц-зале Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и участвует во всенощном бдении в Михайловском соборе монастыря. В воскресенье хор исполнит богослужебные песнопения за Божественной Литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Богослужение возглавит митрополит Псковский и Порховский Тихон.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.