
Кто-то вспоминал школьные годы и уроки труда с теплом, кто-то говорил о ненужности умения строгать доски и шить платья в современном мире. Находились и такие, кто утверждал, что в отталкивании школьников от Интернета и смартфонов все средства хороши, якобы нынешняя молодёжь только кнопки нажимать и умеет.
Если отойти от полярных точек зрения, то следует отметить, что каждый человек обладает возможностью выбора - физическим или интеллектуальным трудом он будет заниматься, и лучше попробовать оба варианта ещё в школе. Кому-то из детей очень хорошо даются математика и физика, другим эти предметы не под силу, но в них развито творческое начало. Между тем «золотые руки» не помешали бы ни тем, ни другим. Такие склонности и помогут выявить уроки труда - технологии.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
К сожалению, в обществе сильно предубеждение, что этот предмет изжил себя. Починить что-то, прибить полочку или самому собрать мебель? Лучше вызвать специального человека, и он за деньги всё сделает! Даже многие педагоги предлагают отдать часы уроков труда под другие, более важные предметы, ведь «скоро ЕГЭ»...
Для полноценных уроков технологии требуется гораздо более масштабная материальная база, чем для математики или физики. Доски, мела и тетрадок явно недостаточно. Не всем руководителям хочется с этой базой возиться. Да и денег не хватает.
Кроме того, «трудовик», если он ещё остался в школе, как правило, не учит детей востребованным в современном мире навыкам. Изготовление табуреток и вышивание крестиком, которое помнят нынешние папы и мамы по своим школьным годам, сегодня большой пользы не принесёт. А вот узнать, какие бывают виды мебельного крепежа, понять отличие шуруповёрта от перфоратора, научиться ими пользоваться или понимать, что означают символы на этикетке одежды - всегда полезно. Нет сомнений, что программа уроков технологии должна быть скорректирована именно в эту сторону, иметь прикладной характер, все полученные на уроке знания ребёнок должен иметь возможность применить в реальной жизни.
СО ВСЕХ СТОРОН
Согласитесь, что навыки работы на фрезерном станке по металлу, чему учили ещё в 90-х в некоторых школах, это круто, но где и когда они пригодятся школьнику? А вот умение починить удлинитель или подтянуть разболтавшиеся крепления своего же компьютерного стола могут понадобиться уже сегодня.
Особо отмечу, полного разделения на «мужские» и «женские» уроки быть не должно. И парень должен уметь пришить пуговицу или приготовить хотя бы яичницу, и девушке не помешает знать, с какой стороны брать гаечный ключ.
И, конечно, никакой уборки школьной территории на уроках технологии! Такие мероприятия должны давать детям ощущение, что школа - их второй дом, и за ним тоже надо ухаживать. Если же школяров гонят подметать газоны, лишь чтобы занять их время, это отбивает всякое желание трудиться вообще. Рейтинг уроков труда, говоря словами тех же школяров, уходит в глубокий минус.
Основываясь на своём педагогическом опыте, приведу положительные и отрицательные стороны предмета «технология».
ПЛЮСЫ
- Дети отдыхают от других предметов, которые утомляют их умственно.
- Получают умения и навыки, необходимые во взрослой жизни.
- Предмет «технология» объединяет и учит работать в коллективе, развивает любовь к труду и уважение к людям труда.
- Позволяет почувствовать себя создателем, развивает творческую натуру ребёнка, учит чему-то новому, развивает мозг и мышечную моторику.
МИНУСЫ
- Не все преподаватели достаточно качественно преподают свой предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда.
- Нынешняя программа не очень интересна детям, в ней мало современного.
- Ученики могут получить травмы при несоблюдении техники безопасности.
Константин КОЗЛОВСКИЙ,
преподаватель технологии в 5-9 классах средней школы в 2008-2009 учебном году.