
ГЕНИЙ МЕСТА
Что, казалось бы, нового можно рассказать о том, как ссыльный Пушкин жил в Михайловском? Каждый день, хоть как-то отражённый в дневниках или отмеченный стихотворением (под многими из них поэт скрупулёзно ставил дату), изучен и вошёл в бесчисленные «пушкинские календари». Но, видимо, нечто невысказанное, необъяснимое всё равно так и осталось - навсегда «за кадром». И это «нечто» заставляет литераторов, кинематографистов, да и просто вдумчивых читателей снова и снова возвращаться сюда, к этим мягко очерченным холмам и к лугам, развёрнутым постранично. И объяснить это запросто - места, мол, красивущие, манят... - не получается. Мало ли в бесконечной России тех красот.
Вот и новый фильм михайловских музейщиков - ещё одна попытка понять место и его гения. Назвали картину «Под вашу сень, михайловские рощи...». Формально речь здесь ведётся о пребывании поэта в так называемой северной ссылке, в псковском родовом имении, в 1824-1826 годах.
Автор сценария, он же режиссёр и ведущий фильма Николай Алексеев говорит о работе, которая длилась около двух лет: «Самым сложным было рассказать о фактах, казалось бы, всем давно известных, и при этом не «скатиться» в академизм», не создать очередную главу из учебника или, там, статью из общедоступной энциклопедии.
- Но больше всего нам хотелось, - признается Николай Андреевич, - чтобы зритель ощутил то чувство одиночества, которое обрушилось на молодого, с необыкновенно живым характером человека, гения, когда его вот так заперли в деревенской глуши, вне привычной ему среды общения, вне столичного света. И попробовать объяснить, почему именно здесь Пушкин не только не погиб, как предрекали его недоброжелатели, но наоборот, стал тем Пушкиным, которого мы сейчас знаем - первым поэтом своего Отечества.
АНГЕЛ-УТЕШИТЕЛЬ
Так всё и получилось: никаких внешних прикрас, внезапных «ретроспекций», сломанного хронотопа и прочих кинематографических ухищрений. Всё идёт просто - телега катится, ветки деревьев гнутся на ветру, зима сменяется весной, за которой наступит непременное лето. Михайловские «два года незаметных» стали тремя частями ленты, которые по музейной традиции получили названия-цитаты. Первая - «Ссылочный невольник»: так Пушкин называет себя в письме Александру Казначееву, сенатору и действительному тайному советнику, главе Таврической губернии. Письмо писано из Одессы, в мае 1824 года, за три месяца до новой - «северной», михайловской - ссылки.
Вторая часть - «Поэзия - мой ангел-утешитель...». Третья - «Минувшее меня объемлет живо». Вместе с немногочисленной съёмочной группой зрители вновь перелистывают страницы пушкинской биографии, вместившие в себя работу над «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым», приезд лицейского друга Ивана Пущина, знакомство с Анной Керн, проч., проч., проч. На экране - сменяющие друг друга великолепные виды Пушкиногорья в разные времена года; часть из них - с высоты птичьего полёта (аэросъёмка Андрея Алексеева). А ещё фильм знакомит со множеством сокровищ из постоянных и временных музейных экспозиций. Достаточно упомянуть хотя бы портрет Бориса-царя, выполненный неизвестным художником в конце XVII столетия. Старинная «парсуна» потемнела от времени.
Словно от бед, которые случились за всё это время с Пушкиным, с Михайловским, да со всей Россией.
«НА МНОГИЕ ГОЛОСА.»
В игровых фрагментах фильма, изображая деревенских девушек, няню поэта Арину Родионовну, Анну Керн, Прасковью Александровну Осипову и других современников Александра Сергеевича, снимались сотрудники Пушкинского Заповедника. Для многих из хранителей и смотрителей мемориальных усадеб это уже не первый опыт «документально игрового» актёрства. В музее широко практикуют интерактивные экскурсии, а в рамках праздничных программ (например, ко дню рождения «прекрасной креолки» - матери поэта Надежды Осиповны Пушкиной, урождённой Ганнибал, или, скажем, к очередной «Ночи музеев») воссоздают целые сцены из провинциальной деревенской жизни.
В образе Анны Керн - научный сотрудник музея Марина Мариненко
В исполнении музейщиков звучат и подлинные народные песни. Это величальная «А кто у нас гость большой.», протяжная «Лучинушка», духовный стих «Куда летишь, кукушечка», другие - всего семь великолепных образцов разных жанров. Поют музейщики, нужно признать, просто великолепно. Сказывается то, что к музыкальному фольклору сотрудники заповедника обращаются не от случая к случаю, а любовно и при этом очень серьёзно, планомерно осваивают его уже много лет. Причём полюбившиеся песни разучивают не «самодеятельно», а под началом доцента кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Ирины Поповой - великолепного педагога и одного из самых серьёзных в России специалистов-исследователей в своей сфере, одного из авторов двухтомника «Традиционная народная культура Псковской области».
Николай Алексеев - автор сценария, режиссер и ведущий фильма
ФАКТЫ
* Общий хрономертаж документального фильма «Под вашу сень, михайловские рощи...» -01:07:49. Три его фрагмента, общей длительностью чуть более 25 минут, можно посмотреть на официальном сайте Пушкинского Заповедника.
* Автор сценария и режиссёр новой картины - сотрудник заповедной службы информации, фотохудожник Николай Алексеев. Его лирические фотозарисовки часто представляют псковские
пушкинские места на выставках по России и за её пределами. Он также автор ряда фильмов о музее-заповеднике «Михайловское». Его работа «Пушкинский Заповедник из Поднебесья» представляла Псковскую область на Фестивале музейного мультимедиа «Музейный Гик: цифровое наследие», а фильм «...В разны годы...» был участником кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине.
* Оператор фильма - сотрудник музейной службы информации Денис Виноградов.
«Рассыпчатое» соло на балалайке. Гудящие, словно наплывающие друг на дружку звуки колёсной лиры. И тут же, следом - оркестр, высокая классика: Бах, Глинка, Чайковский. Музыкальные произведения, «подзвучивающие» видеоряд, в фильме исполняют солисты и коллективы, которые в разные годы сотрудничали с музеем, а то и до сих пор продолжают дружбу с ним. Это молодой московский «Шнитке-оркестр». И петербургская «Северная звезда»: музыканты и танцоры из этого ансамбля классической музыки выступали в Петровском на одном из Пушкинских праздников поэзии и дали музею добро на некоммерческое использование сделанной тогда видеозаписи. А ещё - пианист Иван Долгунов и скрипач Филипп Венгеров, часто приезжающие «просто, для души, поиграть» в Тригорское.
Здесь, под пушкинским небом, - говорят, - как нигде играется.

Сороть с высоты птичьего полета. Кадр из фильма "Под вашу сень, михайловские рощи..."
Алина ЕГОРОВА.