
Трудно удержаться от обсуждения свежих новостей, особенно если они общие. Владимир и Римма работают вместе уже почти пятьдесят лет. Столько, сколько вместе живут. И тянутся друг за другом, как нитка за иголкой. Владимир Дмитриев - директор Моглинской школы, которая, к слову, является самой большой в районе по числу учащихся. А Римма работает там учителем химии и биологии. Официально она находится у своего супруга в подчинении, но на деле у них все на равных. И дома, и в школе. И даже в званиях супруги сравнялись: и Римма, и Владимир - Заслуженные учителя РФ. Впрочем, объединяет их не только работа. Дмитриевы, как в классической формуле семейного счастья, смотрят на жизнь в одном направлении. Оба немногословные трудоголики с широкой душой и отменным чувством юмора. А еще ни он, ни она терпеть не могут собственные юбилеи. Поэтому семидесятилетие, которое Владимир Дмитриев отметил на днях, стало для него некой сладкой пилюлей. Проглотил - и забыл поскорее.
КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ
Зато коллеги мимо этого знаменательного события пройти не смогли. Для них юбилей директора как национальный праздник. И учителя, работающие с ним много лет (а таких больше половины коллектива), и молодые педагоги в один голос утверждают, что чувствуют себя под «крылом» у Дмитриева, как за каменной стеной. Ведь что бы ни случалось - а случалось за эти годы всякое - директор всегда был адвокатом перед лицом высокого начальства и родителем, и дипломатом по своей сути. Его феноменальная способность улаживать конфликты и идти на компромисс ради поддержания мира и спокойствия в коллективе известна в Псковском районе многим. А иначе, наверное, он не продержался в школе столько лет.
Своей родиной Владимир Дмитриев считает деревню Устье Островского района. 70 лет назад она все еще приходила в себя после войны. Отец будущего директора, служивший в Великую Отечественную в легендарной партизанской бригаде имени Германа, работал страховым агентом. Мама преподавала биологию и географию в местной школе. Можно было бы подумать, что сын решил продолжить династию, но все оказалось более прозаично. Как это часто бывает, в пединститут Дмитриев решил поступать за компанию с другом. Тот, правда, экзамены провалил. А вот Владимир со вступительными испытаниями справился успешно, выдержав огромный конкурс. Дело в том, что в 1966 году после очередной школьной реформы выпускались два класса - 11-й и 10-й. Соответственно и число абитуриентов в вузы было гигантским. Но знания по физике и математике, полученные в обычной сельской школе, оказались на высоте.
БОЕЦ НЕВИДИМОГО ФРОНТА
- Все-таки хорошо, что я математик, а не лирик, - признается директор. - Логический склад ума помогает мне многое просчитать наперед. Рубить сплеча - не мой конек. Я люблю размеренность и планомерность, когда есть возможность подумать.
Получив диплом о высшем образовании, Дмитриев прямиком отправился в военкомат. Не по повестке, а по доброй воле. Думал, отслужит в армии и уже с чувством выполненного долга начнет работать. Но патриотический пыл юноши пришлось охладить. В те годы (впрочем, как и сейчас) сельские учителя требовались не меньше, чем солдаты. Дмитриев получил направление в Новиковскую школу, которая находилась в Середкинской волости. Преподавал физику, математику и труды, благо мужскому делу был обучен с детства. Первый год работы оказался «ударным» во всех отношениях. Владимир не только набрался педагогического опыта, но и успел жениться на прехорошенькой коллеге по имени Римма. А когда его все-таки забрали в армию, супруга писала ему трогательные письма - сначала в Ленинград, а потом на Дальний Восток. Отслужив, Владимир вернулся в родной коллектив, через несколько лет его возглавил, а в 1981 году был назначен директором Моглинской школы. Вскоре к нему присоединилась Римма.
В ТЕМУ

Римма Дмитриева, супруга и коллега Владимира:
- Владимир Иванович - человек надежный, он является опорой не только для меня, но и для сына и внука. А еще он все умеет делать. Своими руками построил дом на пепелище. Я с ним счастлива и спокойна. Не заметила, сколько лет вместе. Всем бы пожелала такого мужа. А на работе мы видимся редко: каждый на своем месте трудится.
НЕ ТРЕБОВАТЬ, А ПРОСИТЬ
Почти сорок лет директорства, десять из которых пришлись на лихие 90-е, срок внушительный. За это время можно было бы десять работ сменить (и многие его коллеги так и делали), но мой собеседник даже не пытался. Здравый смысл подсказывал ему, что от добра добра не ищут. «Лучше там, где нас нет», - соглашался физик Дмитриев с лириком Грибоедовым. И делал все, чтобы стало лучше там, где он есть. Не для себя старался, а для большого коллектива, за который он нес ответственность. За долгие годы работы директор стал руководителем в самом благородном смысле этого слова, без вредных примесей тщеславия, самолюбования и командирских ноток в голосе. Научился мудрости, гибкости и бережному отношению к коллегам, которых у него язык не поворачивается назвать подчиненными. Все-таки большинство учителей в Моглинской школе - женщины, и у каждой из них свой характер и жизненные обстоятельства. Поэтому какие бы сложные рабочие моменты не возникали, Владимир привык держать свои эмоции под контролем, а отчитывать только за закрытой дверью.
В ТЕМУ

Александр Мелихов, выпускник Моглинской школы:
- Владимир Иванович преподавал у меня алгебру и геометрию. Он прекрасный человек и учитель с большой буквы. Благодаря его подходу к обучению точные предметы мне давались легко, и со временем захотелось их изучить более углубленно. Сейчас геометрия является стержнем моей профессии, и я считаю, что именно Владимир Иванович заложил ту самую основу, благодаря которой я нашел своё любимое дело.
- Я человек хоть и требовательный, но не строгий, чаще прошу, чем требую, - признается директор. - Не все должно быть, как в армии, многие вопросы лучше решать в дипломатичной форме. Точно так же я стараюсь относиться и к своим ученикам. Кстати, от школьников советских времен современные дети почти не отличаются. Каждый ребенок в глубине души ждет от взрослых не нравоучений, а тепла и понимания. Так же, как и раньше, есть отличники и хулиганы, лодыри и трудяги. И уровень способностей у всех разный. А вот образовательные программы стали намного сложнее, не все могут их осилить. Я считаю, что детей наших сейчас сильно перегружают, а это ни к чему. Так же, как вал отчетной документации. Он очень отвлекает от основной работы, ведь детей в первую очередь надо учить и воспитывать...
Называя Дмитриева любимым директором, его коллеги ничуть не кривят душой. Их немногословная искренность дороже самых дорогих букетов, витиеватых речей и государственных званий. Владимир это знает, возможно, именно поэтому каждое утро идет на работу с удовольствием.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
province@pskovline.ru.
Фото из школьного архива.