
ЗАБЫТОЕ НОВОЕ
Квесты - относительно новое направление в мировой развлекательной индустрии, в мире ведут отсчет с 2013 года. В Пскове это слово впервые прозвучало в названии многоэтапной поисково-приключенческой игры, организуемой для школьников экскурсионными агентствами при поездках в Изборск и Бельков Бор. Разгадывая загадки и переходя от одного объекта к другому, ребята собирали фрагменты «древней» карты и чувствовали себя крутыми кладоискателями средневековых древностей. Есть что-то общее с игрой в «казаки-разбойники», но другие времена - другие герои.
Массовое увлечение фэнтэзи, ужастиками и ролевыми играми вылилось в новую субкультуру интеллектуальных игр - с погружением в тематическую, смоделированную реальность. В 2016 году в Пскове открылась первая квест-комната - «Дом ведьм». Мистический антураж, череда стилизованных головоломок, сопровождаемые спецэффектами, вызывающими широкий спектр ощущений, и непременное желание справиться с заданием, выбраться в отведенный час из комнаты и почувствовать радость победы. Все это увлекает в процессе и оставляет длительно переживаемое послевкусие в воспоминаниях и обсуждениях в команде.
Можно прочитать «Код да Винчи», можно посмотреть фильм, но еще круче пройти головоломный путь героя самому, пережить личное приключение. Спорно? Зависит от многих составляющих: обстановки, интеллектуального уровня загадок и интриги всего сценария. И неудивительно, что за три года в Пскове открылись и уже закрылись несколько квест-комнат. Идеальный квест - коктейль очень сложный!
КВЕСТОДЕЛЫ
- Инженер-механик по образованию и квестодел по профессии, - говорит о себе Кристина Шаинидзе. - Квесты - это вся моя жизнь, я не представляю себя без этого.
Организовывать интеллектуальные развлечения было ее хобби и на институтской скамье, и потом, когда она какое-то время работала на праздниках в качестве аниматора. Затем, протестировав разные питерские квест-комнаты, решилась на открытие первого подобного проекта в Пскове. Последователей оказалось много, хотя вложения в квест - дело нешуточное и долго окупаемое.
Кристина стала участником, а затем и экспертом проекта «Молодой предприниматель», членом и экспертом «Команды - 2018». Говорит, что находится на пути от предпринимательства к серьезному бизнесу и постоянно обновляет работающие проекты, подстраивая их под возраст и запросы команды. Важно, чтобы эффект неожиданности оставался и в случае повторного визита человека на локацию. Организует «квестодел» и выездные квесты. Готовить их сложнее, стоят дороже, что вполне объяснимо дополнительными накладными расходами организаторов: подготовка оригинального реквизита, оснащение выездной локации, дорожные расходы для организаторов и команды. Все это много хлопотнее, чем наложить новый сценарий на атмосферу работающей квест-комнаты или квест-зоны, включающей в себя череду квест-комнат. Но все же выезды ближе к командной ролевой игре, а выбраться из запертого, загадочного и порой доводящего до ужаса пространства - это и есть квест.
В АССОРТИМЕНТЕ
Квесты бывают разные по тематике, уровню сложности, рассчитанные на разный возраст игроков и уровень подготовки команды. Более взрослой публике попадутся самые сложные логические загадки, молодежи будут щекотать нервы неожиданности и ужасы, а детей, напротив, не будет пугать окровавленный монстр, но порадует свечение волшебной палочки при взмахе и правильном заклинании.
По масштабу погружения обычно различают три вида квестов - квест-комнаты, квест-зоны и перфомансы. В реальности эти различия, как правило, соответствуют различной площади помещений или территории, ее электронно-технической оснащенности и участию актеров. Цена, соответственно, тоже заметно разнится.
Тематически тоже выделяется несколько продвигаемых брендов-направлений, в которых неплохо сориентироваться и новичку-дегустатору. Классика жанра - «эскэйп-рум», аналог IQ-теста. От игрока требуется маниакальная внимательность и нестандартное мышление. По антуражу для этого достаточно небольшой квест-комнаты и ограничения команды до 4 человек. А вот над сценарием стоит хорошо поработать, так как держать интригу для игроков в одном помещении в течении часа довольно сложно. В Пскове на данный момент несколько квест-румов, много открывалось, но немногие остались на плаву: надо выходить на новый виток. Цена такого квеста варьируется от 1000 до 1500 рублей.
ПОДОРОЖЕ
Квест-зона - более сложный в реализации проект, состоящий из нескольких локаций-комнат, впечатления обещает более мощные, ощущения меняются по мере прохождения, сценарии и загадки разнообразнее. В Пскове широко известен новгородский проект Quest-Zona с тремя сценариями квестов разной тематики и готовится к открытию новый проект Qest NERV со сценариями хоррора (ужасов) и логического квеста. Реализаторы Qest NERV обещают полное погружение в атмосферу. Стоимость прохождения квест-развлечения для команды варьируется от 3000 до 5000 тысяч рублей.
Квест-перфоманс - самый дорогостоящий вариант, хотя некоторые квестоделы называют так и обычные квесты с участием актера. Столичные же спецы считают, что перфоманс - это много актёров, большая территория (от 150 кв. метров) и вложения от 10 миллионов и выше. Цена билета возрастает в разы. Такие квесты на данный момент есть в Санкт-Петербурге и Москве, некоторых городах-«миллионниках». Один из организаторов московского квест-проекта «Клаустрофобия» анонсировал квест, в создание которого будет вложено порядка 40 миллионов рублей. Правдоподобность ощущений должна быть как в кино по ту сторону экрана, и острота ощущений в нестандартных ситуациях: сбежать из тюрьмы и не попасться охранникам, ограбить банк и т.д. И банки, и охранники, и лошади, и кареты - все настоящие. Команде есть где побегать и пострелять, применить ум, смекалку и ловкость.
А в Пскове перфоманс - это квест с актером. Ведь официальной классификации нет.
ВАРИАНТЫ
В квест-зонах выделяют миссии, в которых надо кого-то найти, поймать, обезвредить, открыть портал и спасти мир. При этом и голову поломать придется, и неожиданности на пути непременно взбодрят. Квесты в стиле экшн - для ловких и подвижных искателей приключений: придется много бегать, прыгать, протискиваться, карабкаться, время на раздумья предполагается небольшое, загадки - соответствующие.
Квесты-ужастики выбирают любители пощекотать себе нервы или проверить их наличие. Свет, звуки и запахи обеспечат максимальное погружение в действительность и неподдельный страх. Эстетам сюда лучше не заглядывать, впрочем, названия и озвучиваемые в рекламах «легенды» часто говорят сами за себя. В «Лавку мясника» или «Логово маньяка» меня, например, априори не потянет. А вот столкнуться с антуражем, переносящим в иную реальность, и с актером, пусть и пугающим, но ставящим задачи и направляющим сюжет по одной из линий, будет интересно, это наш псковский перфоманс.
От подростков-старшеклассников услышала шутку, что «найти деньги на квест - тот еще квест»: развлечение недешевое. Но цена - командная, получается от 300 рублей на одного человека, вроде доступно. Особенность бизнеса, построенного на развлечениях в небольшом городе, предполагает тонкий баланс между затратами на проект и обычно долгой (от полугода по полутора лет) окупаемостью вложений.
Затраты на «интеллектуальный синематограф» - немалые. Оттого-то многие и закрылись, понеся убытки. Но находятся и смельчаки, рискующие предложить рынку креативных развлечений свои оригинальные проекты.
НОВИНКИ
Валентина из Qest NERV рискнула вложиться в новый квесткомплекс и предложить псковским игрокам «бросить вызов своим страхам». Говорит, что пока локаций планируется две: ужасы (будет чего испугаться), и логический квест (будет над чем подумать). В перспективе - детская квест-комната и, возможно, что-то еще.
Секретов Валя не раскрывает, лишь слегка намекает на тематику, а вот цены на ремонт помещения и оборудование озвучивает - есть от чего схватиться за голову! Надо отметить, что сравнительно новое увлечение уже породило мощную производственную индустрию, позволяющую реализовать любую фантазию квестодела. Речь может идти и об уникальных спецэффектах, и даже о роботизированных персонажах самых разных обликов, от людей и детей до монстров и инопланетян с необычными способностями. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Валентина автономных роботов пока не обещает, но другой, не менее интересный реквизит уже собран, упор - на интеллектуальную составляющую и неожиданные спецэффекты (хорошо, что в группе есть умельцы по сложной электронике).
- Главное, чтобы команде игра понравилась, и каждый ушел довольным и с намерением вернуться: интерьер - тот же, сценарии - разные, - объясняет Валентина.- Стараемся продумать все в мельчайших подробностях, предложить интересные, но посильные загадки, удивить обстановкой и сюжетом, предусмотреть любую реакцию и возможные подсказки, и от первой до последней минуты не выпускать команду из зрачка камеры. Народ идет за острыми ощущениями, адреналином и чувством умной победы. Получится подарить это посетителям - и сработает «сарафанное радио», оно для квестоделов - лучшая реклама. А вот реклама в газете - это вряд ли, тот, кто читает, на квесты не ходит, - улыбается моя собеседница. Основная целевая аудитория, скорее, сидит в компьютерных играх, увлечена КВНом и «Дозором». Хотя, думаю, и людям постарше должно понравиться. Будем стараться.
На прощанье Валя все же показала мне пару логических задачек (признаюсь, мозги сразу «включились» на них и уже отказывались участвовать в разговоре), и варианты прохождения из комнаты в комнату - наверное, я бы ни за что не догадалась, и весь час, а то и полтора, просидела бы в первой комнате, оставив мир не спасенным. Хотя... Надо попробовать!
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото: spb.topkvestov.ru