
- Диана, в каком возрасте вы написали свое первое стихотворение? О чем оно было?
- У меня нет отчётливого воспоминания по поводу первых стихов. Что-то рифмовала ещё в школе. Обычно я рассказываю, что первые мои стихи были посвящены конфетам, которые от меня прятали, потому что с детства очень люблю сладкое. Я не уверена, правда это или я сама её случайно придумала, но чем больше рассказываю, тем больше сама верю.
- Вы с самого детства мечтали быть поэтессой, или это желание пришло в более взрослом возрасте?
- Ой, я, кажется, и сейчас не мечтаю стать поэтессой! В детстве я мечтала быть актрисой и говорила всем, что поеду учиться на режиссёра. Я писала практически в стол, публиковала на сайте «Стихи .ру», иногда знакомым показывала. За 2015-2016 годы у меня вообще ничего нет. Видимо, то ли вообще ничего не написала тогда, то ли просто делала какие-то заметки, но не доводила их до ума. Переломным моментом стал конкурс «В РиБМу» в 2018-м году, когда стихи оценивались не просто как текст и вслепую (жюри не видело имён конкурсантов), а в авторском прочтении. После того, как я вышла на сцену с подборкой стихов, меня заметили, оценили, стали приглашать на поэтические мероприятия, их становилось всё больше, и вот так и сложился образ Дианы Константиновой именно как поэтессы. Я не скажу, что у меня была цель, что я к ней готовилась и шла.
Я не училась на филфаке, не ходила в литературные студии, у меня не было наставников и учителей. Я и на фестиваль в Москву ехать решила за неделю, толком не ознакомившись с положением о конкурсе, потому что мне написали организаторы (я прошла в финал автоматически, заняв призовое место на «Словенском поле», которое проводится в Изборске). Оно как-то всё само сложилось, и довольно внезапно.
- Вы участвовали в большом количестве поэтических конкурсов. Помните самый первый, где прочитали свое стихотворение?
- Да, это было в 2011 году, Молодёжный центр впервые проводил конкурс для поэтов и чтецов «Чернильница». Я в то время активно волонтёрствовала в этой организации и решила подать заявку. Мои стихи тогда выиграли в номинации о предназначении поэта и поэзии.
- Сколько всего поэтических конкурсов вы выиграли?
- Сложный вопрос. Не люблю считать и превозносить победы, стараюсь относиться к ним философски, это как бы маркеры, что ты на верном пути.
Но ради интереса давайте посчитаем. Если говорить про абсолютные победы, то это 2 самые значимые: на всероссийском фестивале «Мцыри» в Москве и на областном конкурсе «В РиБМу». Городской конкурс «Чернильница», о котором я уже говорила, я в разных поэтических номинациях выигрывала 7 раз, призовые места считать уже не буду. Становилась лауреатом и дипломантом фестивалей «Словенское поле», «Зелёное яблоко», «Изборская крепость». А ещё у меня со школьных лет лежит грамота за 1-е место в городском фестивале «Мой Пушкин».
- Волнуетесь, когда выходите на сцену, или уже привыкли?
- Очень волнуюсь. Зависит от мероприятия, конечно, от слушателей, от их настроя, от моих ожиданий от себя, и от готовности. Иногда я просто готова провалиться сквозь землю от переживаний.
- Большинство творческих людей сталкиваются с критикой в свой адрес. А вы когда-нибудь сталкивались с такой проблемой? Критика расстраивает вас?
- Конечно, сталкивалась. Я - живой человек, поэтому критика меня расстраивает, но критика критике рознь. Одно дело разбор с профессиональными людьми, когда их попросили, другое - когда кто-то вносит предложения, чтобы сделать стихотворение лучше (например, в нём есть фактическая ошибка или неправильно употреблено слово), ну,
и отдельно можно выделить просто негатив, желчь и колкости, иногда даже с переходом на личности. Последний тип особенно неприятен, но такова жизнь, хочешь всем нравиться - не делай ничего. Можно, конечно, обижаться, но я всегда стараюсь фильтровать информацию, иногда можно найти что-то полезное и посмотреть на свою работу со стороны.
- В вашей семье вы единственный человек, который пишет стихотворения? Или, возможно, ваши родители тоже имеют такое хобби?
- Моя мама тоже пишет стихи. Но я не могу сказать, что я смотрела на неё и начала ей подражать. У нас это всё как-то индивидуально развивалось. Сейчас рассказываю ей о поэтических мероприятиях в городе, она иногда в них тоже участвует.
- Диана, скорее всего, вам уже не один раз задавали вопрос: откуда вы берете вдохновение? Ведь для любого творческого человека вдохновение - это все!
- Ну, это не совсем так. История о внезапно прилетающей музе, конечно, красива, и да, иногда идеи действительно посещают внезапно, например, перед сном или во время поездки в автобусе. Но в ожидании той самой внезапной божественной строки могут пройти годы! Образы, строчки и идеи стихов иногда действительно приходят спонтанно и рождаются из случайных фраз, из картинки, которую я вижу вокруг себя, переосмысления историй, событий, эмоций или чувств. Иногда негативных. То есть я могу что-то увидеть или услышать, в голове это как-то переворачивается и появляются строчки. Порой они действительно приходят из ниоткуда!
А вот причесать их, сложить в готовое стихотворение - это всегда работа. Да, она может проходить легко и быстро, а может и мучительно. Некоторые строки могут годами ждать своего часа в тетрадках или заметках в телефоне. «Вдохновение» - результат работы, внимательности к деталям, жизненного опыта, впечатлений, эмоций и чувств, которые нуждаются в том, чтобы их передали. Это развитое воображение, фантазия, умение мыслить образами, словарный запас, начитанность, образованность и прочее, прочее.
Так что, если раскачать эту мышцу вдохновения, то найти его будет проще. Но у меня нет цели искать вдохновение, выдавать какой-то определённый объём строчек ежедневно. Если мне хочется говорить на языке стихов - говорю.
- Вы уже выпустили свой творческий сборник? Или это у вас в планах?
- Больной вопрос. Наверное, когда у меня появилась такая возможность (победа в фестивале «Мцыри» предполагает издание сборника), и все вокруг активно об этом заговорили, я автоматически очень сильно задрала планку. У меня лежит готовая рукопись, в которой пары деталей не хватает. И я не смогла ее завершить и отправить. Долго переживала, что упустила все сроки. На всякий случай говорю всем, что его просто не будет, чтобы снизить градус ответственности за то, что он может получиться неидеальным. Может быть, когда-то тихонечко вернусь к этой работе, когда я смогу тайно от всех что-то сделать без нужды оправдывать ожидания - свои и чужие.
- Кем вы видите себя через 10 лет? Великой поэтессой? Народной артисткой России? Или просто женой, мамой и поэтессой в своих кругах?
- Конечно, мне нравится картинка, в которой я стою на большой сцене, желательно, столичной! И чтобы полный зал, за мной музыканты, и я читаю, и мне дарят цветы, а завтра я улетаю в Японию на какие-нибудь съёмки, а через неделю - в Америку. Фантазия у меня нормально работает, но я всё же реалист, и понимаю, что любой успех требует колоссального труда, вложения средств и определённого везения. Так что я не загадываю. Кто знает, может, через пару лет я скажу: «Надоело мне писать, пойду вышивать крестиком». Жизнь - она очень непредсказуемая мадам, и куда заведёт - неизвестно!
- Григорий, как давно вы пишете стихотворения?
- Стихотворения пишу примерно лет с десяти, ну или около того.
- Вы из творческой семьи? Родители гордятся вашими поэтическими достижениями?
- Родители гордятся моими достижениями порой больше, чем я сам, поскольку для меня это занятие, скорее, ремесло. Семья у меня творческая. Отец играет на разных музыкальных инструментах, а мать сама очень хорошо пишет, но в основном прозу.
- Есть ли писатели, которые вас вдохновляют?
- Есть, но это всё очень зависит от настроя. Наиболее вдохновляющим меня человеком могу назвать Владимира Григорьевича Бенедиктова. У него слог и стиль, отличные от других поэтов. Для одних его стихи были безвкусицей, а для других - шедеврами. Его биография мне тоже нравится, ведь Бенедиктов не уходил в поэзию как в основную деятельность. Просто писал иногда, но занимался другим делом.
- У вас педагогическое образование, английский-немецкий. Пишете стихотворения на каком-нибудь иностранном языке?
- Не могу сказать, что на постоянной основе, но иногда позволяю себе писать стихи и песни на английском. Есть также одно стихотворение на немецком языке. В качестве развлечения любил раньше делать переводы с английского на русский.
- В каком возрасте вы начали выступать на творческих конкурсах? Помните первый опыт на сцене? Каково это было?
- Первым крупным творческим конкурсом для меня стал Всероссийский детский поэтический фестиваль «Мой Пушкин». На момент участия мне было 13 лет, но меня почему-то записали в старшую возрастную группу, где была значительная конкуренция. При этом я умудрился получить диплом второй степени! Что касается первого опыта на сцене, не могу сказать точно, но поскольку я достаточно много выступал на научно-практических конференциях, мне не сильно страшно было стоять перед публикой.
- Григорий, вы недавно выпустили свой поэтический сборник. Расскажите, как вы пришли к этому? Трудно ли было осуществить такую задумку?
- Пришёл я к этому не сам. Скорее, повлияли Ирэна Панченко (основатель школы поэтов) и моя мать. Это, скорее, не результат долгих трудов, а спонтанное решение потратить деньги на увековечивание своих творений. Осуществление задумки вызвало только трудности финансового характера.
- Вы будете продолжать и дальше писать стихотворения? Или же попробуете написать роман, повесть или серию рассказов?
- Продолжать писать я, конечно, буду. Хотелось бы написать что-то вроде романа, но с учётом того, что я понимаю, насколько мне нелегко даётся проза, и что роман мой вовсе не будет востребован, вряд ли я к этому приду.
- Какая ваша самая заветная мечта?
- Наверное, хочу иметь возможность радовать себя и своих близких и быть в состоянии выполнить любой свой каприз.
Марина ВЕТРОВА.