
Сегодня ветерану 87 лет. Он водит машину, ведет хозяйство, ухаживает за женой и живо интересуется всем происходящим в стране и мире, запоминает и анализирует цифры экономических показателей. Характер плюс опыт и знания - он, кажется, и сегодня справился бы с управлением предприятием или небольшим государством.

СТОЛЫПИНСКИЙ ХУТОР
Родился Василий в 1933 году в Красном поселке, что между деревнями Горушка и Рюха. Красным поселком он стал после революции, когда сюда перебрались 15 семей, а до того жили отец с дедом. Они-то и построили хутор с большим домом на две части, широкий двор с многочисленными хозяйственными зданиями по периметру, дед и отец Василия. В годы столыпинской реформы строящимся бесплатно давали лес, и мастеровые люди обрадовались такой возможности обзавестись своим хозяйством.
- Прекрасное было строение - хутор, - вспоминает Василий Иванович. - Хоромы. Тогда и гости приезжали не на часок, а на 2-3 дня, по 5-6 подвод, надо было всех разместить. Отец готовил воз сена в зиму для лошадей. Зимнего Егория праздновали, так весь народ на санях: веселье!
ВОЙНА
Детство получилось тяжелым. В 1939 году на финской войне погиб отец. Мама оказалась в тяжелейшем положении. Четверо детей: старшему сыну - 10, Василию - 6, сестренкам - три года и год. Заведовала молочно-товарной фермой, собирала и сдавало молоко.
А дальше началась война. Ненадолго фашистов задержали в Острове, и вот они двинулись на Псков. Красная Армия отступала, и уже некуда было везти бидоны, и мама угощала проходящих военных молоком. И она отказывалась от денег, а солдаты сказали: «Нам больше деньги не нужны. Мы занимаем высоту и будем стоять насмерть».
Мама с соседкой сделали накат из бревен на канаве и укрылись там с детьми. В 3 часа ночи 7 июля начался бой. Немецкий пулеметчик поставил пулемет на бревна над их головами, и часа два без перерыва палил, и на по-летнему босые ноги сыпались горячие гильзы. Под утро пришли танки и сопротивление умолкло. Танки развернулись и в упор расстреляли дом, который вспыхнул, как свеча. Это был знак войскам, что сопротивление подавлено.
Из всего хозяйства чудом уцелела корова, а жить пошли в баню - в чем остались, босиком. Началось голодное время.
ПЛЕН
Чтобы как-то прокормиться, мама и братья взяли пай земли и работали с утра до вечера. Иногда ночью по болоту к крайнему дому приходили партизаны - по 20-25 человек бывало. Собирали еду, молоко, отдыхали, кормили лошадей. Устраивали диверсии на железной дороге. Деревенские знали, у кого останавливаются лесные гости, да и по следам подвод понятно - не скроешь, но все молчали.
А 6 ноября 1943 года в дом пришли немецкие офицеры, дали 5 минут на сборы. Стало понятно - будут сжигать, как в других деревнях было. И колодец уже взорвали. Красный поселок сожгли до основания, а женщин и детей сначала вывезли на дорогу Соловьи пленных клеймили и заставили работать на выращивании табака и естественного каучука для немцев. Свой номер 10060 Василий Иванович помнит и сейчас. 12-летние тогда работали наравне со взрослыми. Пленных достаточно долго вообще не кормили, пока их не посетило с инспекцией немецкое начальство. Упав в ноги офицеру, женщины вымолили тарелку баланды в день себе и своим детям - по карточкам.
СЛУЖБА
В 1944 году Ивановы вернулись в Псков, в Бердово. В 1946 году мама заболела, и Василий пошел работать в колхоз вместо нее. Говорит, что именно тогда и понял, что пахать плугом вручную (8 человек в упряжке, один - на управлении) неэффективно, получается всего гектар в день на человека. «Пахать должны стальные кони», - решил парень и через год поступил в сельхозтехникум на отделение механизации. Здесь же познакомился с будущим агрономом Сашенькой Егоровой, но впереди была еще армия - четыре года стрелком-радистом в морской авиации, и окончание техникума. А уж после этого, как и уговаривались, поженились - 28 июля 1957 года. Александра Федоровна к тому времени уже хозяйничала агрономом на полях одного из хозяйств Псковского района.
Учился Василий на «отлично», во всем старался разобраться до последнего винтика и, вернувшись из армии, год не потерял, техникум окончил, получив право на распределение. Оттого и остался в Псковском районе, а не уехал осваивать казахстанские степи с родной сестрой и всем выпуском техникума. В планах была семейная жизнь.
Забегая вперед, скажем, что у супругов родился сын, тоже - медалист и человек больших достижений, которым они очень гордятся. А теперь есть и двое внуков, оба - инженеры-строители в Санкт-Петербурге, старший - метростроевец, младший - по гражданскому строительству. Младший, внимательный к рассказам деда, недавно нашел и подарил фотографию того самого ИЛ-28 №17, на котором дед служил в армии. А ведь когда-то за такую фотографию можно было получить 25 лет!
ТЕХНИКА
Во время производственной практики Василий на комбайне выполнял норму 220 га. А по ночам, снимая мотовила, помогал в обмолоте зерна: стог за ночь. Вспоминает, как было весело и хорошо, много молодежи, все целеустремленные и ответственные, болеющие за каждый колосок.
Первым местом работы Василия Ивановича стала 2-я Псковская МТС в деревне Неелово - участковым механиком, бригадиром тракторной бригады. Быстро вырос до заведующего гаражом: порядка 60 машин в подчинении. А в 1968-м произошла массовая реорганизация МТС - пять ликвидировали, базовой осталась именно нееловская. Машин еще немного добавили, а вот трактора все перешли в хозяйства.
У МТС остались ремонтные функции по обслуживанию техники и механизации ферм - установок водопоения, кормораздатчиков, навозоудаления и обеспечения водоснабжения (водонапорные башни Рожновского везде ставили). Словом - полный комплекс работы. В подчинении оставалось два филиала: Карамышевский (специализировавшийся на ремонте двигателей «Беларусей») и Малогостицкая новая мастерская, где ремонтировали те же комбайны.
ВОТ БЫ ФЕРМЕРАМ!
А еще в то время в МТС начали строить арочные железобетонные дворы по заимствованной на Алтае технологии. Самое популярное предназначение - коровники на 100 голов. Сами изготавливали конструкции, вывозили и монтировали вместе с техникой. Некоторые председатели использовали строения под хранилища и ангары. Всего построили порядка 80 железобетонных дворов в районе и области!
- Вот бы сейчас фермерам те дворы! - вздыхает Василий Иванович. - Надежно и просто, быстро и недорого. Рассказывая о своей трудовой биографии, он искренне удивляется людям, уходившим домой в 17.00, в соответствии с рабочим графиком. Сам шел на работу в 7 утра и возвращался в 21.00. Жена прозвала его «ночлежиком», потому как видела только по ночам. Годы на должности главного инженера в управлении сельского хозяйства района Василий Иванович описывает, как томление: ему было очень трудно оставаться рекомендательным звеном, когда привык управлять и командовать, и видеть, как указания исполняются, выстраивается порядок производства, и работа налаживается, дает хорошие результаты.
Вернуться на производство, к людям и технике, захотелось почти сразу. Когда предложили «Агрохимию», согласился сразу.
БЕЗ ОСТАНОВКИ
После реорганизации здесь мало что осталось: территории не было, трактора - в полях, а надо принимать вагоны с сырьем, быстро распределять, обрабатывать поля. Масштабы немалые, пришлось много работать. Бывало, и ночью вагоны разгружали. Впрочем, именно за работу в «Агрохимии» Василий Иванович Иванов получил орден Трудового Красного Знамени.
На пенсию они с супругой ушли в постперестроечный 1996 год. Завели хозяйство, живность, осели в ставшем родным Неелово, изредка, по надобности, заезжают в город.
Как главный жизненный капитал Василий Иванович вспоминает, с какими замечательными людьми приходилось работать: «Очень везло на хороших людей». Обычно так говорят люди, ставшие примером для окружающих и не догадывающиеся об этом.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.