
И каменные палаты - такие основательные, древние и вновь сияющие свежей послеремонтной белизной - стали достойным окладом для обрамления идеи выставки. И день открытия выбран совершенно особенный - Покров Пресвятой Богородицы. Словом, все здесь сошлось промыслительно и чудесно.
Уникальная в своем роде выставка - «Собор церковного искусства Пскова» - открыта в новом, недавно отреставрированном помещении Псково-Изборского объединенного музея-заповедника на ул. О. Кошевого. Идею по инициативе и благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона реализовал Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь в партнерстве с музеем и при поддержке Фонда президентских грантов. В открытии выставки приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак, Губернатор Михаил Ведерников, митрополит Псковский и Порховский Тихон, другие высокие гости.
СОДЕРЖАНИЕ
В соборной (сборной, общей) выставке церковного искусства представлены работы 54 авторов-хранителей псковской церковной традиции в самых разных видах искусства. Порядка 200 экспонатов выставки отражают не только иконопись, но и церковную архитектуру и монументальную фресковую живопись, резьбу по дереву и камню, ювелирную работу и тиснение кожи, керамику и ковку, шитье и каллиграфию, оформление книг и церковных предметов. Значительная часть представленных икон -из действующих храмов, и многие экспонаты - рабочие. И во всем этом многообразии - уникальность случившегося события.
Собирали экспозицию в течение пяти месяцев, первоначально планировали открытие в палатах Меньшикова, но, приближаясь к дате, поняли, что и «большого Мешка» маловато для всех желающих поучаствовать. Большая часть авторов экспозиции - 44 человека - проживают в Псковской области. Многие из них принимали участие в Сретенской выставке в Доме ремесел весной этого года и усмотрели в новой выставке преемственность и развитие.
Куратор и один из авторов Аркадий Филинов отметил, что главная цель выставки - познакомить широкую публику с лучшими образцами современного церковного искусства и художественных ремесел Пскова и Псковской области, а также наметить направления взаимодействия Псковской митрополии с сообществом псковских творцов, объединенных незыблемым каноном и живой традицией православного церковного искусства.
БОГОСЛОВИЕ В КРАСКАХ
Наместник Спасо-Преображен-ского Мирожского монастыря иеромонах Серафим, говоря о выставке и перспективах взаимодействия псковского художественного сообщества и митрополии, подчеркнул особую глубину содержания представленных экспонатов:
- Невозможно понять и объяснить церковное искусство вне Церкви, потому что оно является проповедью, богословием. На этой выставке мы хотели собрать воедино всех, кто трудился ранее и продолжает работать на ниве церковного православного искусства в Псковской области, чтобы они могли показать свой опыт не только друг другу, но и всем интересующимся церковным искусством, реставрацией, восстановлением, сохранением наших уникальных объектов наследия -храмов и монастырей.
Центральное место экспозиции занимают работы недавно ушедших мастеров второй половины XX века - бывшего наместника Псково-Печерского монастыря, иконописца архимандрита Алипия (Воронова), архитекторов-реставраторов Всеволода Смирнова и Михаила Семенова, художника-ювелира Анатолия Елизарова. Особое внимание молодых живописцев приковывают работы мэтров - архитектора Сергея Михайлова, иконописца архимандрита Зинона, иконописца Георгия Гашева, по признанию многих мастеров, внесших большой вклад в развитие современного православного искусства.
Специально на выставку из Санкт-Петербурга были доставлены иконы «Сошествие во ад», «Похвала Пресвятой Богородицы», которые художники иконописной мастерской Мирожского монастыря Николай Блохин и Алексей Яблочкин писали для храма Рождества Христова, построенного по проекту известного псковского архитектора Андрея Лебедева.
Копии псковских икон и фресок XV века Успенского храма в Ме-летове, выполненные Аркадием Филиновым и Ксенией Федоровой, показывают любовь авторов к истокам псковской традиции и глубину ее изучения и развития в современной иконописи.
Художественная обработка металла в окладах икон, резные аналои и иконы, печные изразцы с яркими стилизованными крестами, церковное убранство, покровы и плащаницы удивительно тонкой ручной работы - все привлекало взгляд, заставляло погружаться в детали и размышлять о неслучайной цветовой палитре и символике изображений. В этом одна из особенностей восприятия церковного искусства: мастерство автора уходит на второй план и уступает место раскрытию содержания работы. И здесь погружение ограничено только личными знаниями православной символики и пониманием того, что многое еще можно узнать. Поэтому церковное искусство - это всегда проповедь и всегда искусство в высшем понимании, потому как автор изначально посвящает свой труд Всевышнему и выкладывается при этом «на все сто».
Ася ЗАМАРАЕВА.
Фото автора.


province@media-60.ru