
Цусимский бронепалубный крейсер 1-ге ранга «Олег»
Известный псковский военный историк и краевед Николай Горбачев в своем новом исследовании остановился на истории погибшего в сражении крейсера «Олег» и моряках-псковичах, служивших на нем. Славна воинами Псковская земля.
18-Й ФЛОТСКИЙ ЭКИПАЖ
«Олег» — русский бронепалубный крейсер 1-го ранга, последний из крейсеров типа «Богатырь». Строитель — старший судостроитель Александр Иванович Мустафин. Изготовитель — Новое Адмиралтейство. Спущен на воду 14 августа 1903 года. Введен в эксплуатацию 24 июня 1904 года. Выведен из состава флота 17 июня 1919 года (потоплен). В 1938 году поднят и разделан на металл.
Корабль принимал участие в Цусимском сражении. Уцелел и был интернирован в Маниле. Вернулся на Балтику. Участвовал в гражданской войне (десант в Гунгербурге 28 ноября 1918 года; подавление восстания форта «Красная Горка» 13—15 июня 1919 года); входил в состав действующего отряда кораблей.
Во время Русско-японской войны крейсер «Олег» в составе Второй Тихоокеанской эскадры совершил трудное плавание из Кронштадта к берегам Японии. Крейсер возглавлял так называемый «отряд догоняющих судов Добротворского», который, пройдя по Средиземному морю и Суэцкому каналу, присоединился к основным силам адмирала Зиновия Петровича Рождественского на острове Мадагаскар. Только что спущенное на воду судно имело много недоделок, поначалу постоянно ломались машины, но позже крейсер показал в этом походе неплохие мореходные качества, давая при номинальной загрузке скорость до 23 узлов.
В ходе Цусимского сражения крейсер, вместе с бронепалубным крейсером «Аврора», героически отражал атаки двух
отрядов японских крейсеров, защищая свои транспорты и более медленные крейсеры старой постройки. Хорошая маневренность и преимущество в скорости позволили этим двум кораблям несколько часов вести бой с превосходящими силами противника. Однако к вечеру в течение короткого времени крейсер получил около 10 пробоин от японских броненосных крейсеров 1-го класса «Ниссин» и «Касуга», многие из которых располагались вблизи ватерлинии. При сильном волнении на море судно могло легко затонуть. Получили серьезные повреждения и ходовые машины корабля. В бою погибло 13 членов экипажа, 31 человек был ранен. На корабле начался пожар, образовался крен на правый борт до 15 градусов. Только хладнокровие и находчивость капитана 1-го ранга Леонида Федоровича Добротворского позволили крейсеру уйти из зоны обстрела.
Утром, потеряв из вида остатки эскадры, «Олег», «Аврора» и примкнувший к ним крейсер «Жемчуг» решили идти в нейтральный порт — Манилу, где и были интернированы.
В Маниле, разоружившись, крейсер произвел ремонт и в марте 1906 года вернулся на Балтику.
ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА
При ликвидации восстания на форте «Красная Горка» был задействован Красный Балтийский флот. В числе прочих кораблей в ликвидации принимал участие крейсер «Олег».
В ночь с 17 на 18 июня 1919 года, когда восстание уже было подавлено, и крейсер «Олег» стоял на якоре в створе кронштадтских маяков, незамеченным к крейсеру приблизился быстроходный английский торпедный катер и выпустил торпеду, которая попала в левый борт «Олега» в районе кочегарки. Крейсер начал быстро крениться. Погасло освещение. Командир крейсера Николай Григорьевич Милашевич отдал приказ пробить боевую тревогу, но так как горнист отсутствовал, это не было выполнено. Затопить цистерны правого борта для выравнивания крена не удалось, и через 12 минут крейсер «Олег» затонул. Погибло 5 членов команды, еще пятеро были ранены.
Поднятые с крейсера «Олег» якоря в 1923 году установили на крейсер «Аврора», который потерял все якоря в 1919 году при тренировочном выходе в составе других кораблей на позиции для планированного затопления, чтобы преградить путь кораблям интервентов.
ПСКОВСКИЕ ИМЕНА «ОЛЕГА»
На крейсере служили моряки, призванные из Псковской губернии и возвратившиеся домой:
Рулевой Голубев Михаил Иванович. Крестьянин из
Псковской губернии, дер. Муровицы. Холост.
Кочегар 1-й статьи Зуев Иван Павлович. Крестьянин из Псковской губернии и уезда, Заборской волости, дер. Заво-ронки. Серебряный крест 4-й степени № 179945. Холост.
Кочегар 1-й статьи Никитин Александр Никитович. Крестьянин из Псковской губернии и уезда, дер. Богданово. Холост.
Матрос 1-й статьи Смирнов Прокопий Семенович. Крестьянин из Псковской губернии. Холост.
Комендор Федоров Михаил Федорович. Крестьянин из Псковской губернии и уезда, Слободской волости, дер. Кулья. Серебряный крест 4-й степени № 179694. Холост. Дал сигнал на «Аврору» о замеченной мине.
НАШ РУЛЕВОЙ
Отдельно хочется рассказать о рулевом крейсера 1-го ранга «Олег» Михаиле Ивановиче Голубеве. Пройдя сквозь горнило испытаний в морских сражениях и после службы на кораблях «Бобр» и «Олег», вернулся в свою родную деревню Муровицы Псковского уезда. Женился на Александре Васильевне Васильевой из города Печоры. Супруги воспитывали дочь Александру. Проживала семья на улице Поземского. Михаил Иванович работал на кирпичном заводе.
В августе 1940 года Псков
посетил известный писатель Алексей Силыч Новиков-При-бой. Писатель встречался с псковичами и осматривал достопримечательности города. Также он встретился с рулевым крейсера «Олег» Михаилом Ивановичем Голубевым, с которым они были участниками Цусимского сражения.
В том же 1940 году Михаил Иванович Голубев неожиданоо был арестован. Дальнейшая его судьба осталась неизвестной, несмотря на многочисленные запросы.
Николай ГОРБАЧЕВ, краевед, член Союза писателей России