В то время как российская сборная из всех сил пыталась не пустить ирландцев к своим футбольным воротам, мы решили узнать поближе традиции этого государства и, в частности, познакомиться с людьми, которые исполняют ирландский фолк. Нет, конечно, мы не отправились в эту загадочную страну: по стечению обстоятельств питерская группа «Session оn Stage», играющая исключительно ирландскую и кельтскую музыку, сама приехала в псковский клуб «Винил».
Группа образовалась 5 лет назад, поэтому визит в Псков – это часть праздничного гастрольного тура музыкантов, посвященного пятилетию. После концерта в «Виниле» музыканты прямиком отправились в Белоруссию. «Session on Stage» в переводе с английского означает «собрание, стихийно организованное».
Уже от гардероба слышим забавные ирландские мотивы и понимаем, опоздали. Но гардеробщица успокаивает: только начали играть. И с первых минут пребывания в атмосфере музыкальной Ирландии понимаем, слушать эту музыку без движения, застыв на месте, просто невозможно. На сцене четыре молодых музыканта: гитарист Евгений, флейтист Павел, ударные - Михаил и скрипка - Светлана. Создается впечатление, что на сцене наглядное пособие для начинающих психологов: вот вам ребята и холерик, и сангвиник, и флегматик, и меланхолик. Интересуюсь у музыкантов, отождествляют ли они себя с музыкальными инструментами, но те лишь поясняют, под эту музыку не так-то просто выражать эмоции, поэтому за них это делают гитара, флейта, скрипки и барабаны. Переживания остаются внутри.
Сейчас, по мнению Евгения, в группе самые техничные музыканты. Хотелось именно профессионализма в игре, а не просто создать «кружок школьных друзей». Играть решили только традиционную музыку и преимущественно танцевальную. Но воспринимают ее зрители по-разному: концерты чаще просто «сидячие», потому что мало кто понимает, как нужно танцевать ирландские танцы. Нужно иметь хоть какое-то представление о танцевальных традициях этой страны, чтобы не выглядеть совсем глупо. Евгений признается, что когда-то немного танцевал, но это настолько техничные танцы, что требуют больших временных затрат на их изучение. Поэтому музыканты стремятся исполнять ирландскую, бретонскую и шотландскую традиционную музыку так, чтобы под нее было не только удобно и весело танцевать, но и интересно слушать. На концертах пытаются расширять кругозор гостей, рассказывая интересные факты из истории Ирландии.
По мнению Евгения, на ирландской музыке выросло не одно поколение музыкантов. Волна интереса к ней была десять лет назад. Сейчас происходит еще одно «нашествие». Широкую известность кельтская музыка получила в среде исторических реконструкторов. Ведь большинство клубов в нашей стране занимается реконструкцией эпохи викингов. Но у «Session on Stage» свои фанаты, свои поклонники. Их, в общем-то, не так много, зато преданные. Но участники коллектива не ставят перед собой глобальных целей покорить сердца поклонников, завоевать мир. Главная их цель – играть так, чтобы не было стыдно.
- Эта музыка очень хороший трамплин ко многим другим музыкальным направлениям, - отмечает лидер коллектива, - а с другой стороны – к ней все время возвращаешься.
При этом, как не парадоксально звучит, для многих ирландский фолк становится мостиком к русскому фольклору. Получается, что это некая альтернативная школа. Так, например, бретонская музыка имеет некие параллели с русской народной: в ней много простых повторяющихся мотивов, в отличие от сложной ирландской. А во-вторых, она может звучать грустно и даже местами драматично, но при этом остается танцевальной музыкой. Даже бретонские танцы в некоторых местах схожи с русскими. Например, и там и там люди любят танцевать в хороводах и цепочках.
- Варясь в этом, я начинаю понимать, что общее не там, где его ждешь и различия совершенно не там, где ожидаешь, - отмечает Евгений. Но если русский фольк в основном представлен вокалом, то ирландский - это, прежде всего, инструментальная музыка.
Иинтерес к кельтской музыке в России неуклонно растет, а популярность ее кроется в ментальном сходстве русского и кельтского народов. Появляются новые группы, организуются фестивали, отмечаются кельтские праздники, например, день Святого Патрика уже имеет свои традиции в России. И именно этот праздник, по мнению Евгения, схож временами с тем, что происходит в русской культуре на Святки.
Иногда группа выступает в барах, но для подобных заведений их музыка несколько скучновата. Хотя заметили странный эффект: иногда подобные концерты заканчиваются драками: если долго слушать ирландскую музыку и не танцевать, то все равно хочется дать выход энергии.
- Другие музыканты привносят что-то свое в мелодию, свои обработки. Мы стараемся этого не делать. Стараемся не шутить в музыкальном смысле. У нас все достаточно традиционно, - отмечает Евгений. Они взяли это за правило, за принцип. Но репертуар все время обновляется. Иногда используют старые записи, «снимают» ноты прямо с них.
За прошедшее пятилетие, как считают ребята, группа повзрослела. Если раньше они могли позволить себе поиграть и на улице где-нибудь в Европе, то сейчас только клубы, концертные площадки или бары. Но свою свободу они оставляют для себя по-прежнему, только она теперь живет в них самих.
Светлана ПЕТРОВА.
ssp@province-pskov.ru.