Марина Лебоева возглавляет городскую поликлинику №1 всего полтора месяца, но за столь короткий срок успела сделать уже немало, причем как для пациентов, так и для своих сотрудников. Тем более, что Марине Михайловне есть на кого опереться. Коллектив хоть и небольшой, но слаженный, работает ударно. В этом году поликлиника №1 выполнила план по вакцинации (хотя привиться от гриппа и гепатита до сих пор не поздно) и перевыполнила план по диспансеризации работающего населения. Никуда не денешься, надо «держать марку». О том, какие перемены ожидают лечебное учреждение, и как будут решаться «извечные» проблемы с кадрами и очередями, корреспондент «Псковской провинции» беседует с Мариной Лебоевой.
- Мы все хотим, чтобы медицинская помощь была доступной, качественной и по-прежнему бесплатной. Насколько это реально в условиях отдельно взятой поликлиники №1?
- Раньше пациент мог прийти на прием к терапевту и уйти ни с чем просто потому что ему не достался номер. Такого быть не должно. Поэтому первое, что я сделала, когда вступила в должность, это отменила регламент записи к участковому терапевту. В настоящее время любой пациент может гарантированно попасть на прием к доктору, который от этого только выигрывает. Чем больше он посмотрит пациентов, тем больше я смогу ему доплатить. В данной ситуации материальный стимул идет на пользу. Я мечтаю повысить зарплату всему персоналу, начиная от медсестер и заканчивая узкими специалистами, и новая система оплаты труда этому способствует. Я прекрасно понимаю, что если все доктора начнут за разный объем работы получать одинаково, трудиться будет некому. Но, к сожалению, далеко не все зависит от усилий администрации лечебного учреждения. Есть объективные обстоятельства, создающие трудности в работе.
- Вы имеете в виду кадровый «голод»?
- Совершенно верно. Есть такое понятие, как выполнение муниципального заказа, которое оставляет желать лучшего. И связано это не с тем, что наши врачи и медсестры работают плохо, а с тем, что расчет заказа идет на численность населения, прикрепленного к поликлинике. Причем без учета кадровых проблем. В поликлинике №1 укомплектованность штатов составляет 53 процента. Не хватает участковых терапевтов. Но в первую очередь мы испытываем дефицит узких специалистов – окулиста, оториноларинголога, кардиолога. Они есть, но в единственном числе, а для такого количества больных нужно как минимум по два таких специалиста. Кроме того, много совместителей. К сожалению, самостоятельно найти выход из этой ситуации мы не можем. Остается рассчитывать на областную Администрацию в решении этого вопроса. Будет жилье, будут и кадры.
- Ваша поликлиника обслуживает население не только центра, но и городских окраин…
- Чтобы максимально приблизить медицинскую помощь к месту жительства в Пскове открываются офисы врачей общей практики, оснащенные самым современным оборудованием. Наш специалист работает в районе «Псковкирпичей», а в январе 1-й поликлинике передают офис врача общей практики в Любятово. Даже для того, чтобы сдать анализы, не придется никуда ехать. Лаборанты сами раз в неделю будут выезжать в офисы для проведения назначенных врачом исследований. Единственный район, который относится к нашей поликлинике и не имеет врача общей практики, это Кресты. Но я надеюсь, в будущем он появится и здесь.
- Что скрывается за словом «модернизация», и какая от него польза пациентам?
- В любом случае все, что делается – к лучшему. Целью модернизации является увеличение доступности и улучшение качества медицинской помощи. По существу ничего нового, но у лечебных учреждений появляется масса возможностей и перспектив. В том числе, по улучшению материально-технической базы. Включилась в этот процесс и наша поликлиника. Недавно были определены приоритеты по приобретению оборудования: аппарат УЗИ, урет-роцитоскоп для обследования урологических больных, приставку к рентген-аппарату. А за счет резервных средств Псковского областного фонда обязательного медицинского страхования уже приобретен современный цифровой маммограф. Такие же аппараты будут работать во 2-й муниципальной поликлинике Пскова, а также в Великих Луках, Псковском и Островском районах. Ну и, конечно, большим прорывом я считаю решение о создании в области сосудистого центра, благодаря которому смертность от сердечнососудистых заболеваний должна сократиться вдвое.
- Какие перемены ожидают ваше лечебное учреждение в ближайшее время?
- Надеюсь, только хорошие. Я, например, хотела бы открыть на базе 1-й поликлиники центр реабилитации после инсульта и отделение восстановительного лечения. Тем более условия для этого есть. В 80-е годы в поликлинике работали большая грязе- и водолечебницы, которая со временем пришла в аварийное состояние. В 90-х здесь существовал центр традиционной китайской медицины, который также был закрыт в связи с тем, что данная услуга относится к нетрадиционной медицине и не финансируется из средств ОМС. Кроме того, произошел моральный и физический износ оборудования. Кадры были перепрофилированы,
а вот просторное помещение до сих пор пустует. Мы хотим сделать там ремонт, закупить современное оборудование и открыть дневной стационар, в котором пациенты смогли бы не только получать лечение, но и кушать, отдыхать после процедур.
- Пациентам для полного счастья не хватает только отсутствия очередей и отлаженной системы обратной связи с докторами. Такое возможно?
- На счет очередей. Если у вас не срочный случай, то стоять к узкому специалисту за номерком вовсе не обязательно. Достаточно позвонить по телефону диспетчерской службы 66-53-54, и вас запишут на удобный для вас день в течение недели-двух, или предложат имеющиеся варианты. Если случай экстренный, то пациенту никто не вправе отказать. Даже если лимит номерков к данному специалисту исчерпан. Вопрос будет решаться на месте и по ситуации. В ближайшее время у каждого лечебного учреждения должен появиться свой сайт со всей информацией о врачах, времени их приема и наличии свободных талонов. Но все-таки оптимальным решением проблемы должна стать запись к специалисту через Интернет. В ближайшее время в рамках модернизации системы здравоохранения будут выделяться средства на компьютеризацию и подключение поликлиник и больниц к локальной информационной сети. Для этого нашему лечебному учреждению нужно компьютерное оборудование и деньги на обучение персонала. Надеюсь, ждать придется недолго. Что же касается обратной связи, то она существует, причем довольно давно. В регистратуре, как и в магазине, существует книга жалоб и предложений, доступная каждому пациенту. Все претензии находятся под контролем.
- Я не сомневаюсь, что врачи делают все от них зависящее и работают на износ, но жалобы по-прежнему идут. Как вернуть доверие пациентов?
- Времена сейчас тяжелые. Все раздражаются – и врачи, и пациенты, в итоге «находит коса на камень». Но это, конечно, не оправдание хамства. Доктор обязан неукоснительно соблюдать нормы медицинской этики. То есть относиться к пациенту так, как бы он хотел, чтобы относились к нему, когда он станет пациентом. Но и больные тоже далеко не всегда бывают правы - ведут себя неадекватно, кричат, не разобравшись, хотя, как потом выясняется, проблема яйца выеденного не стоит. Поэтому давайте будем взаимо-вежливы, постараемся как можно лучше понять и услышать друг друга. Кстати, для разрешения конфликтных ситуаций с пациентами на участке приема вызовов мы устанавливаем в ближайшее время диктофон. Впоследствии записывающая техника будет работать на всех телефонах регистратуры.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото Глеба КОСТИНА.