
Псков готовится показать себя гостям древнего торгового союза во всей красе, и предпринимателям в очередной раз (на этот раз - категорически!) указано время «Ч», к которому все торговые точки должны быть приведены в надлежащий вид -1 декабря.
Образ идеального ларька в областном центре сложился еще в 2014 году, когда по постановлению администрации был проведен конкурс типовых проектов, а решением Градостроительного совета рекомендован к реализации единый архитектурный облик нестационарных торговых объектов: базарная пестрота и разномастность должны остаться в прошлом. Проект-победитель предполагает строгие прямоугольные формы, рекомендованные пропорции, базисный цвет - серебристо-серый, обрамление - «махагон» (красно-коричневый), в оттенках, указанных по общестроительной шкале RAL. К допускающим определенное творчество элементам относятся фасадные вывески и стекольно-сэндвичное заполнение стен. При этом креатив не должен быть вызывающим, чтобы общий внешний вид киоска гармонично вписывал его в городскую среду.
РАМКИ ДОПУСТИМОГО
В каждом конкретном случае предприниматель согласует свой проект в Управлении градостроительной деятельности, причем специалисты отмечают, что сам процесс за последнее время упростился до невозможного: никто не требует полной документации проекта, достаточно цветного эскиза с указанием материалов и цветов, можно даже приложить образцы покрытий. Все шаги навстречу предпринимателям сделаны, но очередей на согласование пока не наблюдается.
Специалист отдела подготовки разрешительной документации Анатолий Петров называет в качестве абсолютно соответствующих требованиям объектов киоски с мороженым и газетами на Октябрьском проспекте, с конфетами - на улице Я. Фабрициуса со стороны улицы Металлистов. Радует, что брендовые сетевые магазины «Бизон» приняли на вооружение рекомендованный дизайн и стали менять внешний облик. Впрочем, с сетевиками история отдельная, и, если не касаться центра города, та же издалека заметная «Мельница» с выпечкой выглядит эстетично и вполне уместно.
Всего в городе порядка 400 нестационарных торговых объектов, и лишь немногие их владельцы уже справились с поставленной предганзейской задачей. Кто-то представил проект и гарантийные письма по его реализации в определенные сроки. Начальник отдела потребительского рынка и услуг Андрей Сукманов обещает, что таковых обещанные санкции по сносу после 1 декабря не коснутся, главное, чтобы к Ганзе не подвели. Другое дело те, с кем не заключен договор: им стоит побеспокоиться.
Что же касается вариативности внешнего облика торговой точки, Андрей Сукманов отмечает, что на деле рассматриваются все варианты. Рекомендованный дизайн - одно, а жизненные реалии несколько шире. И, кроме сетевой торговли с принятым фирменным стилем, могут быть исключениями, например, торговые точки на окраинах города. Их «глухие» фасады и незначительное остекление часто продиктованы соображениями безопасности, и этот момент тоже учитывается при согласовании проекта.
ПРОГУЛКА
Как бы то ни было, по соглашению предпринимателей и власти до приведения уличной торговли к некому единообразию остается всего месяц. Но улицы по-прежнему пестрят киосками и вывесками. Впрочем, некоторые отнеслись к идее унификации ответственно и постарались облагородить внешний облик своих ларьков - при помощи новой обшивки, либо просто покраски. Небольшой павильончик вблизи редакции - из первых типовых постперестроечных «фургончиков» - тоже покрасили в рекомендованный серый цвет, но облик торговой точки это мало изменило. Владелец малого бизнеса Михаил говорит, что приценивался к объектам современного дизайна, оказалось, в самом скромном исполнении - 400 тысяч рублей, с внутренней отделкой - больше полумиллиона. При его оборотах такие расходы и за два года не окупятся, проще закрыться. А как же поддержка бизнеса и рабочие места?
Рынки и окружающие их строения - тоже отдельная история. Мария два года назад купила большой павильон под косметические услуги - всего за 100 тысяч. Начинающий мастер рассчитывала, что окупит вложения достаточно быстро, пригласила к сотрудничеству других специалистов. Сегодня оказалось, что ей надо вложить в павильон порядка 200 тысяч рублей (за счет внешней обшивки) или закрываться. Винит себя: нет бы сразу поинтересоваться, какие требования существуют. Вон даже «конюшню» - ТК Магеллан - ремонтировать начали, а поможет или нет - неизвестно.
НОВАЯ СХЕМА
Недавно глава города Иван Цецерский осмотрел ряд павильонов и ларьков, и ни один из увиденных объектов не остался без замечаний. Претензии - от полного несоответствия требуемому внешнему виду до банальной неухоженности. Грязные витрины и облупившая краска устранимы, но в них неуважение ко всем псковичам. Критикуют жители и ларьки на привокзальной площади, встречающие гостей города, и некогда объявлявшийся временным комплекс «Магеллан», и павильоны на улице Комдива Кирсанова, размещенные на ведомственной земле Минобороны.
Результатом выезда главы стало обсуждение новой схемы размещения нестационарных торговых объектов. С одной стороны, была поставлена задача сохранить бизнес, чтобы не было утрачено ни одно рабочее место, с другой - в новую схему не вошли 72 павильона из числа бывших на самых проходных туристических местах. Дело в том, что госкомитет Псковской области по охране объектов культурного наследия категорически настаивает на исключении нестационарных торговых точек с территории памятников культурного наследия - во исполнение соответствующего федерального закона. Город в этой ситуации пытается защитить предпринимателей и ссылается на нормы федерального же закона «О торговой деятельности».
Предприниматели, чьи торговые точки оказались под угрозой перемещения, требуют от властей определенности и до того момента отказываются приводить свои объекты к унифицированной форме: к чему пустые траты? К сожалению, и предложенный в качестве компромисса вариант перенесения павильонов из туристических зон в другие места, к примеру - спальные районы, для многих предпринимателей не кажутся привлекательными.
Вопросов нерешенных пока много, а время летит. Всем одинаково хочется и эстетики, достойной красивого города, и взвешенных решений. Ведь на Ганзе жизнь не кончается, в жизни города это лишь миг.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Александра МИЛЬКИ.