Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 04:36

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №44 (9897), 07/11/2018

И жизни многолики, и творчество - зигзаг

Лет десять назад посетителей Нееловского культурнодосугового центра встречал разудалый металлист Петрович с гармошкой-батареей в руках.

Мы знакомили своих читателей с авторами кованой и собранной из различных железок скульптуры в стиле «тяжелый стим-панк» - скульптором Юрием Шевелевым и кузнецом Андреем Мосиным. И сегодня они продолжают работать в КДЦ, совершенствуются в мастерстве сами и обучают других. И по-прежнему время от времени делают совместные работы, которые, будучи предъявлены зрителю, как правило, сразу находят адресата.



Работы разбегаются по стране и по свету в качестве сувениров делегациям либо принимающей стороне и стяжают псковским мастерам всемирную славу. Они же, порой распаляясь в спорах, углубляются каждый в свое творчество, а то придумывают новые совместные проекты, от которых впоследствии останутся только фотографии. Даже скобарь Петрович уже стал частью частной коллекции, а вот металлические рыцари в арке у ресторана «Карл Фридрих» работы наших мастеров многим псковичам знакомы.

Тем интереснее заглянуть в закулисье мастерства.

АНДРЕЙ МОСИН

Огненные искры - то ли частицы угля, то ли металла, фейерверком рассыпаются под быстрым молотом, и в считанные минуты конец металлического прута сплющивается в овал, а затем при помощи зубила превращается в лист розы со всеми положенными прожилками и рваным краем. Автор улыбается: это самое простое, с чего все начинают. На верстаке цветок посложнее - лилия лежит в ожидании своего часа среди прочих проб и заготовок. Совсем недавно кузню покинула Золушкина карета: так вот, оказывается, где ее ковали, и кто тут у нас волшебник.

К слову, балов и счастливых влюбленных перед глазами Андрея Мосина было не счесть. Около двадцати лет он работал фотографом в ЗАГСе Пскова - снимал брачующихся, иногда до 70 пар в день. Вроде и работа творческая, но для души и разгрузки случилось увлечение кузнечным делом, и вторую часть жизни, по переезду в Неелово, он решил посвятить металлу и горну. Учить ребят основам фотографии на цифровой технике сегодня вроде как и незачем. Раньше много тонкостей приходилось учитывать в режиме съемки и при проявке фотопленки, ограниченность ресурсов заставляла продумывать каждый кадр, а спецэффекты дополнялись не компьютерными программами, а искусством обработки снимка.

Кузнечное же дело остается неизменным веками, секреты мастерства выковываются опытом, открытия делаются индивидуально в зависимости от поставленной задачи. Андрей рассказывает, что порой срочно просят сделать сувенир или кубок для каких-либо соревнований. Знакомые вещи куются быстро, но, если эскиз новый, то и дня бывает мало, чтобы продумать детали: исходный материал, обработку, последовательность сборки. Одной из сложных недавних работ стал макет черехинского купола -памятника героям 6-й роты. Получился на славу: такой же легкий и трагичный, как оригинал.

Наград и грамот у Андрея не счесть, и в двух поделивших жизнь профессиях - звание мастера, по ковке даже - народного. Среди его учеников в большинстве своем взрослые люди, 40-50 лет. Обучаются лет пять, участвуют в различных ремесленных выставках, растут в мастерстве, а затем уходят «на вольные хлеба»: профессия кузнеца востребованная, на кусок хлеба всегда заработаешь. Некоторые иногда возвращаются к учителю, чтобы посоветоваться или что-нибудь сделать вместе.

Юрий Шевелев в мастерской тоже частый гость, но все же он больше скульптор и резчик по дереву. В тандеме мастера способны удивить даже знатоков, потому как у них получается сочетать в работах, казалось бы, несовместимые стихии - металл и дерево, резные и шлифованные мягкие формы с брутальным обрамлением. И получаются в таком исполнении не только изящные садовые формы, но и парадные интерьерные вещицы - столы и стулья, лестницы и люстры, шахматы. Особенно сложные и дорогие сердцу работы - в портфолио мастера. Цветы в подсвечниках и каминных наборах, на воротах и козырьках - это просто и быстро.

ЮРИЙ ШЕВЕЛЕВ


-    Не спорили бы - уже и здание КДЦ преобразили бы так, что не узнать, - с неким сожалением говорит о соавторстве Юрий Шевелев, руководитель детской студии «Пластилиновая фантазия». У него за плечами свой непростой и интересный путь в искусство, так же, как у Андрея, делящийся на «до и после», свои представления о методике обучения детей, в том числе - основам скульптуры, свои работы и мастерская.

На стенах - объемные открытки и стенгазета, теплые детские поздравления любимому руководителю. Словно ответ -пестрые лепные фигурки разной степени несовершенства, занимающие большую часть пространства мастерской. Кажется, все работы воспитанников здесь сохраняются для истории и сравнений. А рядом в уголке - серьезные черные скульптуры -работы мастера, модели для возможной отливки.

Размером и проработанностью, тонким психологизмом выделяется бюст Героя России старшего лейтенанта Сергея Шевелева. Сын мастера погиб в Цхинвале (Южная Осетия) десять лет назад, ему было всего 27 лет. В честь героя установлена мемориальная доска на Псковской школе №16 и бюст на плацу Михайловского артиллерийского училища в Санкт-Петербурге. Недавно отца попросили отреставрировать бюст, но затем обошлись своими силами, и он остался в мастерской - неслучайный, до боли похожий и живой. И жаль, что до отливки дело не дошло: работа тонкая и очень родная, а пластилин недолговечен.

За годы после скобаря Петровича Юрий Шевелев прошел большой путь и в прямом, и в переносном смысле. Работал с московскими реставраторами (в том числе - в составе команды научно-реставрационного Центра имени И .Э. Грабаря) на Афоне и в Китае, в Каире в африканской коптской церкви. Многое увидел, прочувствовал, сделал своими руками. И сегодня в его мастерской рядом с бюстом сына несколько нереализованных заготовок. Ангел-хранитель России, вмешательством детей дополненный боевой раскраской Чингачгука, рядом - окруженный хищниками Велес, городовой, лицом и осанкой неуловимо напоминающий «вождя народов». Талант и озорство, глубина замысла и легкость линий - в каждой скульптуре. А уж если говорить о дереве, это и вовсе отдельная история, потому как - живое, и надо не просто выпилить, что задумал, но угадать, что этими причудливыми изгибами хотела сказать природа, что спрятала-зашифровала в своем послании - капе. И это может быть сурок или медведь, а может, и мамонтенок - мохнатый и немного уставший.

Юрий - самоучка, и перебрал множество заводских и иных рабочих профессий, пока не пришел окончательно к творчеству. А начиналось все с любви к грибам и наблюдению за природой, обработке капов. В какой-то момент заготовок и полу-по-делок собралось так много, что увидевший эти недо-шедевры предприниматель поинтересовался необходимым на их доработку временем и предложил уйти ради этого с работы на заправочной станции с сохранением зарплаты из его кармана. На доработку понадобилось не полгода, четыре месяца. И пути назад уже не осталось, был сделан шаг в другую жизнь и к самому себе.

Кружок лепки для малышей и младших школьников - еще одно наполнение жизни мастера, неспокойное, но, как оказалось, очень важное, согревающее душу. Современных детей, погруженных в гаджеты, не просто увлечь, трудно принять их шалости и погрузить в мир создаваемых ими игрушек-образов, постепенно усложняя роли и выставляя новые условия, а главное - дать ребятам почувствовать себя нужными и многое решающими в этом мире. Научить работать с пластилином - одно, но заставить думать, приучить замечать красоту природы, думать об охране окружающей среды, о взаимоотношениях человека и животных, о дружбе и взаимопомощи, о добре - куда важнее. На занятиях Юрия Шевелева рассматриваются книги и старые рисованные мультфильмы, изучается изобразительное искусство и сама жизнь. Дети создают своих персонажей и играют, дополняют пластилиновую реальность разными необходимостями и развивают ее с подачи руководителя. Многие занимаются в кружке с самого начала, уже больше пяти лет, и не только по графику, но и по душе. Они могут забежать в любое время - поделиться новостями, посоветоваться - и засидеться до позднего вечера, пить чай, пока не станет поздно, и мастер не погонит их домой. Потому как детское сердце не обманывается и чувствует тепло.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru

Фото Александра МИЛЬКИ.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков