
Мы знакомили своих читателей с авторами кованой и собранной из различных железок скульптуры в стиле «тяжелый стим-панк» - скульптором Юрием Шевелевым и кузнецом Андреем Мосиным. И сегодня они продолжают работать в КДЦ, совершенствуются в мастерстве сами и обучают других. И по-прежнему время от времени делают совместные работы, которые, будучи предъявлены зрителю, как правило, сразу находят адресата.

Работы разбегаются по стране и по свету в качестве сувениров делегациям либо принимающей стороне и стяжают псковским мастерам всемирную славу. Они же, порой распаляясь в спорах, углубляются каждый в свое творчество, а то придумывают новые совместные проекты, от которых впоследствии останутся только фотографии. Даже скобарь Петрович уже стал частью частной коллекции, а вот металлические рыцари в арке у ресторана «Карл Фридрих» работы наших мастеров многим псковичам знакомы.
Тем интереснее заглянуть в закулисье мастерства.
АНДРЕЙ МОСИН
Огненные искры - то ли частицы угля, то ли металла, фейерверком рассыпаются под быстрым молотом, и в считанные минуты конец металлического прута сплющивается в овал, а затем при помощи зубила превращается в лист розы со всеми положенными прожилками и рваным краем. Автор улыбается: это самое простое, с чего все начинают. На верстаке цветок посложнее - лилия лежит в ожидании своего часа среди прочих проб и заготовок. Совсем недавно кузню покинула Золушкина карета: так вот, оказывается, где ее ковали, и кто тут у нас волшебник.
К слову, балов и счастливых влюбленных перед глазами Андрея Мосина было не счесть. Около двадцати лет он работал фотографом в ЗАГСе Пскова - снимал брачующихся, иногда до 70 пар в день. Вроде и работа творческая, но для души и разгрузки случилось увлечение кузнечным делом, и вторую часть жизни, по переезду в Неелово, он решил посвятить металлу и горну. Учить ребят основам фотографии на цифровой технике сегодня вроде как и незачем. Раньше много тонкостей приходилось учитывать в режиме съемки и при проявке фотопленки, ограниченность ресурсов заставляла продумывать каждый кадр, а спецэффекты дополнялись не компьютерными программами, а искусством обработки снимка.
Кузнечное же дело остается неизменным веками, секреты мастерства выковываются опытом, открытия делаются индивидуально в зависимости от поставленной задачи. Андрей рассказывает, что порой срочно просят сделать сувенир или кубок для каких-либо соревнований. Знакомые вещи куются быстро, но, если эскиз новый, то и дня бывает мало, чтобы продумать детали: исходный материал, обработку, последовательность сборки. Одной из сложных недавних работ стал макет черехинского купола -памятника героям 6-й роты. Получился на славу: такой же легкий и трагичный, как оригинал.
Наград и грамот у Андрея не счесть, и в двух поделивших жизнь профессиях - звание мастера, по ковке даже - народного. Среди его учеников в большинстве своем взрослые люди, 40-50 лет. Обучаются лет пять, участвуют в различных ремесленных выставках, растут в мастерстве, а затем уходят «на вольные хлеба»: профессия кузнеца востребованная, на кусок хлеба всегда заработаешь. Некоторые иногда возвращаются к учителю, чтобы посоветоваться или что-нибудь сделать вместе.
Юрий Шевелев в мастерской тоже частый гость, но все же он больше скульптор и резчик по дереву. В тандеме мастера способны удивить даже знатоков, потому как у них получается сочетать в работах, казалось бы, несовместимые стихии - металл и дерево, резные и шлифованные мягкие формы с брутальным обрамлением. И получаются в таком исполнении не только изящные садовые формы, но и парадные интерьерные вещицы - столы и стулья, лестницы и люстры, шахматы. Особенно сложные и дорогие сердцу работы - в портфолио мастера. Цветы в подсвечниках и каминных наборах, на воротах и козырьках - это просто и быстро.
ЮРИЙ ШЕВЕЛЕВ
- Не спорили бы - уже и здание КДЦ преобразили бы так, что не узнать, - с неким сожалением говорит о соавторстве Юрий Шевелев, руководитель детской студии «Пластилиновая фантазия». У него за плечами свой непростой и интересный путь в искусство, так же, как у Андрея, делящийся на «до и после», свои представления о методике обучения детей, в том числе - основам скульптуры, свои работы и мастерская.
На стенах - объемные открытки и стенгазета, теплые детские поздравления любимому руководителю. Словно ответ -пестрые лепные фигурки разной степени несовершенства, занимающие большую часть пространства мастерской. Кажется, все работы воспитанников здесь сохраняются для истории и сравнений. А рядом в уголке - серьезные черные скульптуры -работы мастера, модели для возможной отливки.
Размером и проработанностью, тонким психологизмом выделяется бюст Героя России старшего лейтенанта Сергея Шевелева. Сын мастера погиб в Цхинвале (Южная Осетия) десять лет назад, ему было всего 27 лет. В честь героя установлена мемориальная доска на Псковской школе №16 и бюст на плацу Михайловского артиллерийского училища в Санкт-Петербурге. Недавно отца попросили отреставрировать бюст, но затем обошлись своими силами, и он остался в мастерской - неслучайный, до боли похожий и живой. И жаль, что до отливки дело не дошло: работа тонкая и очень родная, а пластилин недолговечен.
За годы после скобаря Петровича Юрий Шевелев прошел большой путь и в прямом, и в переносном смысле. Работал с московскими реставраторами (в том числе - в составе команды научно-реставрационного Центра имени И .Э. Грабаря) на Афоне и в Китае, в Каире в африканской коптской церкви. Многое увидел, прочувствовал, сделал своими руками. И сегодня в его мастерской рядом с бюстом сына несколько нереализованных заготовок. Ангел-хранитель России, вмешательством детей дополненный боевой раскраской Чингачгука, рядом - окруженный хищниками Велес, городовой, лицом и осанкой неуловимо напоминающий «вождя народов». Талант и озорство, глубина замысла и легкость линий - в каждой скульптуре. А уж если говорить о дереве, это и вовсе отдельная история, потому как - живое, и надо не просто выпилить, что задумал, но угадать, что этими причудливыми изгибами хотела сказать природа, что спрятала-зашифровала в своем послании - капе. И это может быть сурок или медведь, а может, и мамонтенок - мохнатый и немного уставший.
Юрий - самоучка, и перебрал множество заводских и иных рабочих профессий, пока не пришел окончательно к творчеству. А начиналось все с любви к грибам и наблюдению за природой, обработке капов. В какой-то момент заготовок и полу-по-делок собралось так много, что увидевший эти недо-шедевры предприниматель поинтересовался необходимым на их доработку временем и предложил уйти ради этого с работы на заправочной станции с сохранением зарплаты из его кармана. На доработку понадобилось не полгода, четыре месяца. И пути назад уже не осталось, был сделан шаг в другую жизнь и к самому себе.
Кружок лепки для малышей и младших школьников - еще одно наполнение жизни мастера, неспокойное, но, как оказалось, очень важное, согревающее душу. Современных детей, погруженных в гаджеты, не просто увлечь, трудно принять их шалости и погрузить в мир создаваемых ими игрушек-образов, постепенно усложняя роли и выставляя новые условия, а главное - дать ребятам почувствовать себя нужными и многое решающими в этом мире. Научить работать с пластилином - одно, но заставить думать, приучить замечать красоту природы, думать об охране окружающей среды, о взаимоотношениях человека и животных, о дружбе и взаимопомощи, о добре - куда важнее. На занятиях Юрия Шевелева рассматриваются книги и старые рисованные мультфильмы, изучается изобразительное искусство и сама жизнь. Дети создают своих персонажей и играют, дополняют пластилиновую реальность разными необходимостями и развивают ее с подачи руководителя. Многие занимаются в кружке с самого начала, уже больше пяти лет, и не только по графику, но и по душе. Они могут забежать в любое время - поделиться новостями, посоветоваться - и засидеться до позднего вечера, пить чай, пока не станет поздно, и мастер не погонит их домой. Потому как детское сердце не обманывается и чувствует тепло.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Александра МИЛЬКИ.