
Ладья, названная «Чёрная Рысь», была важным атрибутом Ганзейских дней в Пскове. Недавно реконструкторы решили ещё раз испытать гребное судно, немного перестроенное с учётом полученного опыта эксплуатации. Они отправились на нём в поход из Пскова до острова имени Белова и обратно.

ПОЗДНИЙ СТАРТ
Мы отчалили от Степановского лужка и финишировали в порту деревни Наволок. В состав команды судна вошли ребята из псковских клубов исторической реконструкции «Чертог Раса» и «Усадьба», а также из КИР Tallskog (Сосновый Бор).
Поход еще не успел начаться, а погода уже намекала, что она против нашего грандиозного предприятия. В течение всего дня и до вечера шёл проливной дождь, но мы продолжали собираться. На берегу прибавлялись люди, вещи, припасы. Вместо 18.00 мы смогли отойти от берега только в начале девятого. Прозвучал сигнальный рог, и команда из пятнадцати отчаянных храбрецов отправилась в путь.
В планах на первый день пройти около 15 км до окрестностей деревни Муровицы. Затем рассчитывали расположиться на ночевку на одном из островов в устье реки. По мере приближения к устью порывы становились все сильнее и сильнее. За первые пару часов мы прошли около 10 км, но вскоре поднялся ветер такой силы, что лодка почти перестала двигаться, скорость составила не более 100 метров за 10 минут. В итоге за час на таком ветру мы прошли всего 500-600 метров и порядочно утомились.
Шел двенадцатый час, солнце уже давно зашло за горизонт. Впереди из темноты наконец-то показалась первая цепочка островов. Оставив планы, мы решили разместиться на первом пригодном для ночевки месте. Почти в полном мраке ладья причалила в первую примеченную заводь, и команда вышла на берег. Дальше все как обычно - развели огонь, разведали местность, принялись готовить еду. Для ночевки на берегу растянули тент, на песок постелили войлок. Уже в первом часу мы отужинали, согрелись и начали приходить в себя после такого мощного старта. Первый день похода дал понять, что ждать поблажек от озерных богов нам не стоит.

НАПЕРЕГОНКИ С ГРОЗОЙ
К 7 часам утра мы уже позавтракали, собрали весь лагерь обратно в ладью и отчалили. Без происшествий вышли в акваторию Псковского озера. Погода не обещала сюрпризов, и 6 пар весел гребли прямым курсом на остров Семский.
При выходе на большую воду мы наконец-то ощутили разницу в конструкции ладьи по сравнению с прошлым годом. Если тогда при средней волне «Черная Рысь» превращалась в «Черного козлика», скачущего по волнам, то теперь это больше напоминало движение на тепловозе. Четко, без лишнего продольного раскачивания, съедая волну за волной, ладья внушала нам уверенность в завтрашнем и сегодняшнем дне.
Чем дальше мы отходили от устья, тем сильнее становился ветер. На верхушках волн стали появляться барашки, а на горизонте показался весьма приличных размеров грозовой фронт. Путешествие превратилось в гонку с наступающей тучей.
Встреча с грозой на открытой воде не сулит ничего хорошего. Мы налегли на весла. Стоило нам повернуть нос корабля прямо на остров, как налетел ураган и протащил ладью последние сто метров, впечатав ее в береговую линию. Волны колотили «Рысь» в корму, вбивали корабль в остров. Оперативно выгрузив все вещи на пляж, мы увидели, как ладья уже легла на бок, и каждая последующая волна била ее о берег. Оставлять так судно было нельзя - разметало бы по камням.
Всей команде бравых парней пришлось раздеваться и лезть в холодную воду. Получилось затащить полкорпуса ладьи на берег. Кормовая часть была заякорена, нос зашвартован к ближайшему дереву.
Одним только ветром не обошлось, за ним шел ливень. Когда горизонт слился с озером в одну большую тучу, мы поняли, что через пару минут поливать начнет и происшествий. Зайдя в уже знакомую гавань, мы оперативно разгрузили корабль и начали заниматься обустройством лагеря. Сон под открытым небом и на свежем воздухе - это лучшее, что можно себе позволить после долгого перехода. Оставался всего лишь один вопрос, который волновал всех. Какой будет завтра ветер?
ДЕНЬ ТРЕТИЙ, ПАРУСНЫЙ
Утро началось с радостной новости -ветер попутный! Пока одни готовили завтрак, другие снаряжали заранее подготовленный парус. Ладья понеслась с приличной скоростью в направлении острова Белова. Сказать, что мы были рады, - это ничего не сказать. Вот оно, простое человеческое счастье: вместо гребли идти под парусом!
Но за километр до острова сильным порывом ветра оборвало канат, фиксирующий рею, и парус рухнул вниз. Ни один викинг не пострадал, но намеки природы все поняли. Остаток пути прошли на веслах, подгоняемые надвигающимися тучами с явными признаками ливня.
Приблизившись к береговой линии Белова, мы нашли отличное место для парковки нашего судна. Камыш заслонял от сильного ветра и волн, а небольшая песчаная отмель щадила киль. Другого места для лагеря решили не искать. Осталось только подняться на песчаный утёс высотой метров 25. Даже без инвентаря это непростая задача, а тут еще и гора вещей. Мы выстроились друг за другом и начали передавать мешки, дрова, воду. Пятнадцать человек хватило только до середины подъёма. Этот фокус пришлось повторять дважды. Все усилия того стоили. С утеса открывался шикарный вид на Псковское озеро. Величественные сосны заселили всю вершину и создавали хорошую ветрозащиту, поэтому место для лагеря долго выбирать не пришлось.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ, МОКРЫЙ
С утра стало ясно, что нам не избежать борьбы с встречным ветром. Идти с южной стороны островов не представлялось возможным. Ветер размазал бы нас о каменные отмели южного берега. Наметили маршрут вдоль северного побережья Талабского архипелага. Семь километров пролетели на одном дыхании. Затем под килем появилась песчаная отмель. Это песчаная коса шириной около 200 метров, слегка покрытая водой, местами глубина была не больше 15 сантиметров. Отмель протянулась до самого материка, её не обойти.
Пришлось начать увлекательную игру «считай до трех и толкай». Толкать груженую вещами лодку нам еще не приходилось. Слаженная работа команды позволила протащить ее, почти не заметив препятствия.
Тем временем на горизонте появился очередной грозовой фронт. Про сухие вещи мы забыли уже через полчаса. Из последних сил, маневрируя между камышовыми островами, «Рысь» вышла к Жидилову Бору. В гавань турбазы зашли, словно по рельсам. Дав сигнал из рога, оповестили отдыхающих о своем приходе.
О, дамы и господа, нужно было видеть их лица! Пока взрослые пытались понять, что случилось, дети, прыгая от восторга, ринулись к нашему кораблю. Первым делом мы отправились к местным и договорились о ночевке в большой беседке на берегу.
Вечер прошел в веселых играх, посиделках за столом. На закате всем участникам похода были вручены памятные кольца. За эти четыре дня цена серебра выросла в разы, обросла эмоциями и опытом.
ДОРОГА ДОМОЙ
Последний день похода был запланирован как возвращение под парусом в устье. Но погода опять решила все по-своему. Ветер почти исчез. Солнце начало печь так, что выжигало красные узоры на коже. Не стерпев такой пытки, команда снова взяла весла в руки.
И вот устье. Подул слабый ветер, и мы подняли парус. Навстречу нам неслись моторные лодки с акватуристами. Перегревшись на солнце, мы решили искупаться, не останавливая ладью. По очереди прыгали за борт, остужали наши горячие головы и пытались не отстать от судна.
Ещё полтора часа весельного хода - и мы в порту деревни Наволок. Уставшие, все 15 человек снова оказались на берегу. Вещи оперативно выгружены на берег, корабль пришвартован. Команда, попрощавшись, села в машины и разъехалась по домам. Впереди несколько дней социализации и возвращения к повседневной жизни. Круг замкнулся.
Александр БОЙЧУК,
специально для «Псковской провинции».
Фото из архива КИР «Чертог Раса».