Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 04:29

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №44 (9897), 07/11/2018

Зачем Соловей-разбойник приезжал в Псков?

Соловей-разбойник, оказывается, был реальной исторической личностью. Его политические взгляды и деятельность шли вразрез с политикой князя Владимира и его киевского режима, за что он поплатился головой.

Старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров - автор более сотни научных книг и публикаций. Он специализируется на изучении раннего времени псковской земли: от эпохи мамонтов до середины XI века. В том числе раннего железного века — от эпохи его начала (VIII - VII вв. до н. э. - до IV н. э.).


А при чём здесь Псков? Об этом рассказал старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров.

ОТКУДА БУДЕШЬ?

В русских былинах есть странный для русского эпоса персонаж Соловья-разбойника, который сидит на ветвистом дубе и свистом за много вёрст убивает всякого, кто едет «дорожкой прямоезжей». Он предстаёт в них «птицей рахманной», в связи с чем некоторые учёные ошибочно видели его в птичьем облике. На самом деле образ птицы здесь совершенно ни при чём. Этот реальный человек прибыл на Русь из балтийско-славянских земель, из некоего города «Леденца», а затем, по пути «из варяг в греки» добрался до Киева. В былинах он предстаёт богатым гостем. Но едва ли Соловей Будимирович был богатым купцом или путешественником-мореплавателем. Он возглавлял дружину, но не вёз на своих кораблях товаров, кроме драгоценных даров невесте и её родителям, а также золота в подарок русским князьям. Князь Владимир предложил гостю и его делегации разместиться в хоромах любого князя или боярина, но тот построил собственные терема рядом с дворцом самого князя - в саду княжеской племянницы Забавы Путятишны. Апартаменты построили за сутки, что очень напоминает возведение позднейших деревянных церквей. Далее Соловей сделал предложение о замужестве княжеской племяннице. Всё это указывает на одно - заморский гость являлся высокопоставленным языческим жрецом западных славян.

ВИЗИТЫ В ПСКОВ

Соловей хорошо вписывался в северную языческую систему, к которой относились тогда и Новгород с Псковом, но никак не в южную. В этом северном мире, скорее праславянском, чем славянском, были свои обычаи, этика и свой вариант язычества. Будучи верховным жрецом языческих западных славян, чья языческая вера распространялась на Новгород, а также подчинявшийся ему Псков, Соловей не мог не приезжать в силу своих обязанностей с поездками в крупный населённый пункт, который представлял в те времена наш город. Подтверждением влияния на псково-новгородские пределы языческой политики Соловья Будимировича и его прежних соратников являются материальные остатки рядом с крупными поселениями тех лет. В восьми километрах от Старой Руссы дореволюционные учёные нашли колоссальный камень с изображением человека. Идол действительно был большой - усилиями тогдашних мастеров из него получилось 2 кубических сажени щебня. Другое языческое божество найдено близ славянского городища у деревни Подоржевка. Они чудом уцелели до исторических времён - языческих идолов разрушали.

«УЙТИ К ВЯТИЧАМ»

В 990-м году нашей эры отборные киевские войска Добрыни и Путяты, по приказу князя Владимира, отправились в военный поход - крестить Новгород. Новгородцы оказали яростное вооружённое сопротивление крестителям, но схватку проиграли. Гости сожгли город - это подтверждают археологические раскопки. Теперь верховному жрецу нечего было делать в Новгороде. И вот «Богомил, красноречия ради прозванный Соловей», опасаясь за свою жизнь, бежал с родными и приближёнными к язычникам - вятичам, которые находились в оппозиции к официальному, уже христианизированному Киеву. Это были еще те ребята... Недаром Владимир Мономах в поучении к детям упоминает, что один раз он проехал из Киева в Ростов «сквозь вятичей» - тогда это был подвиг. Беглый жрец быстро нашёл с вятичами общий язык, всячески способствуя разжиганию вражды между вятичами и официальным Киевом. Благодаря интригам «дорога прямоезжая», которая вела в столицу через вятическую землю, надолго стала непроезжей и успела зарасти. В брянских лесах - районе речки Смородины - Соловей и его люди лично контролировали ситуацию. Его стали называть разбойником, как впоследствии Разина с Пугачевым. Это свидетельствует о том, что он относился к преступникам высшего ранга, а не к мелкой уголовщине, которую на Руси именовали «тать». А вот выражение «уйти к вятичам» тогда означало «спрятаться так, чтобы не нашли».

ЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ?

Существует ли оно на вооружении какой-либо армии мира - неизвестно. А вот Соловей располагал таковым. Это невероятно, но складывается впечатление, что в распоряжении Соловья-разбойника имелась вихриевая пушка, оказывающая на людей психотропное субакустическое воздействие. О размерах пушки неизвестно, кроме того, что была сделана из железа и, согласно былине, имела дальность действия -12 вёрст. Оружие оказывало действие на конкретную точку на мосту через речку Смородину. Если верить одному из сказаний, в том месте лежали горы человеческих костей. Необычный звук, издаваемый Соловьём, сравнивается в летописях со звериным рёвом и одновременно шипением змеи, хотя в наших представлениях психотропное комбинированное оружие бесшумно. Напрашивается вопрос, где мог раздобыть его жрец, пусть и высшего ранга? Возможно, знания успели передать западным славянам друиды - высшее сословие кельтских жрецов, прежде чем их уничтожили, римляне во время войн в Кель-тике и Британии. По мнению израильских археологов, стены города Иерихона тоже рухнули под воздействием звука (иерихонские трубы в Библии).

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ?

В Киеве долго терпели, глядя на то, как Соловей, теперь уже разбойник, идеологически и территориально расшатывал устои государства, проповедуя «самостийность». В конце концов, были вынуждены отправить против него войска для поимки и зачистки местности от его языческих сподвижников. Эту операцию возглавил Илья Муромец (тоже личность реальная - авт.). Если письменные источники не врут, дабы списать на военную операцию «нецелевое» расходование государственной казны, его дружина составляла около 5000 человек. Илья сумел подобраться к Соловью-разбойнику на расстояние полёта стрелы и ранил его в голову. Для этого специально использовал охотничью тупоконечную стрелу. Что-то не сработало со звуком в оружии Будимировича - не получилось издать звук смертельной частоты. Тогда бы Илья погиб, а так лишь его конь споткнулся. Соловья пленили и доставили в Киев. Илья отказался от выкупа жены и детей Соловья, пытавшихся таким способом освободить мужа и отца.

ГОЛОВА - С ПЛЕЧ

В столице Руси разбойника выставили напоказ. Встав рядом с ним - это было самое безопасное место, князь Владимир попросил пленника наглядно продемонстрировать оружие, только вполовину силы. Но Соловей постарался вовсю! Итогом стали покосившиеся терема, с которых снесло крыши, множество убитых и контуженных среди дружинников и киевлян. Князь вовремя спохватился, и Илья отрубил преступнику мечом голову. По одной из версий тело разрубили на части и сожгли, а прах развеяли по ветру. Если Соловей действительно имел уникальное оружие и знания, почему Киев не воспользовался этим, взяв на вооружение? Непонятно.

Так закончил свою жизнь Богомил Будимирович Соловей - сначала послушник языческого храма в Арконе на Руяне в «зелёном лукоморье», а потом - верховный жрец языческих славян в Новгороде, и в конце жизни - разбойник. Уходящий языческий мир громко хлопнул дверью. Эпоха закончилась.

Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru.

Фото из открытых источников.

 

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков