У рядовых Сергея Жилин-ского это был шестой прыжок с парашютом, у Максима Зудина – четвертый.
Утром 8 сентября они десантировались вместе со своим батальоном, которому командование поставило задачу захватить «аэродром» условного противника. Через полчаса на подкрепление псковским десантникам прибывал полк 98-й дивизии ВДВ из Иванова, и тоже вступал с неба в бой.
Приблизительно на высоте трехсот метров от земли в купол Максима Зудина неожиданно упал его товарищ - Сергей Жилинский. Интервал, с которым десантники покидают самолет, составляет менее одной секунды. Этого времени вполне хватает, чтобы находиться после раскрытия парашюта друг от друга на безопасном расстоянии. Но, тем не менее, военнослужащие должны все время вести наблюдение в разные стороны, чтобы не допустить схождения куполами, которое всегда крайне опасно, и может закончиться трагически.
Сергей Жилинский и Максим Зуев - солдаты-срочники. Один призывался из Воркуты, другой - из Петрозаводска. В воздушно-десантные войска ребята пошли служить с охотой. На многочисленных тренировках командиры учили их, как надо действовать в разных критических ситуациях. Но то на земле, а в реальной опасности человек может растеряться, запаниковать, и тогда - беда.
Падение десантников, после схождения куполами, ускорилось. Это было хорошо заметно с земли. Все, кто стоял тогда внизу, уже не замечали ни поля «боя», ни очередных «бортов» с десантниками, которые приближались со стороны Пскова. Все взгляды устремились в эти две точки, мелькающие среди полупогасших куполов парашютов. Время словно остановилось.
Настоятель храма Александра Невского протоиерей Олег Тэор и полковой священник из Костромы протоиерей отец Алексей, участвующий в учениях вместе с 98-й воздушно-десантной дивизией, молились в это время на краю поля за попавших в беду солдат. Ситуация в воздухе усугублялась еще и тем, что десантники были полностью экипированы для учений. Общий вес выкладки составлял около тридцати килограммов, она тянула их вниз, к земле, и придавала ускорение.
Сергей и Максим приземлились в метрах восьмистах от командного пункта. Их встреча с землей была довольно жесткой. Машина с медиками тотчас же умчалась на место происшествия. Вскоре оттуда поступил доклад, что с солдатами все нормально, они живы и здоровы, и даже не нуждаются в медицинской помощи. Они даже могут участвовать в учениях.
Командир дивизии полковник Игорь Виноградский сразу встретился с десантниками. Он считает, что его подчиненные в экстремальной ситуации действовали грамотно и вели себя мужественно. Он вручил каждому солдату часы с надписью: «За отличие на учениях от командира дивизии».
-Я такие часы беру с собой на все учения, чтобы сразу на месте наградить отличившихся десантников, - замечает Игорь Виноградский.
Сергей и Максим стояли растерянные и оглушенные, не сразу находили ответы на многочисленные вопросы военных и журналистов. Мысленно они еще оставались в небе, в падении, на полураскрывшихся парашютах, когда не знали, что произойдет с ними в каждую последующую секунду.
-Мы в тот момент просто боялись друг за друга, - признались десантники.
-Вы теперь будете как братья, - заметил им кто-то из офицеров.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru